Конституционный Суд РФ признал абз. 2 п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется СФР, и членам их семей не противоречащим Конституции РФ, поскольку он по своему конституционно-правовому смыслу, предполагает, что ежемесячная денежная компенсация членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 года.
Конституционный суд РФ указал:
Предоставление членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы, права на получение ежемесячной денежной компенсации за прошлое время с момента гибели (смерти) военнослужащего, но не ранее даты вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от момента обращения с заявлением о ее назначении согласуется с целями их социальной защиты. Буквальный смысл оспариваемой нормы, определяя лишь день назначения такой компенсации, не препятствует обеспечению членов семей указанных военнослужащих данной выплатой в полном объеме, как это предусмотрено законом.
Иной подход приводил бы к тому, что назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", осуществлялись бы с нарушением положения п. 18 Правил, т.е. не с момента возникновения права на нее (дня гибели или смерти военнослужащего), а со дня обращения за данной выплатой, хотя на субъектов, ее предоставляющих, не возложена обязанность информировать членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего о возникновении права на ее получение. Тем самым - вопреки цели, которую преследовали законодатель при принятии названного Федерального закона и Правительство РФ, - умалялись бы права членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2025 № 27-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей в связи с жалобой гражданки А.М. Андреевой"