Обзор законодательства
Уточнены статьи Гражданского кодекса РФ, в которых определение размера стоимости вещи опирается на МРОТ
Изменениями в ГК РФ предусмотрено, что:
- лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже 3000 руб. (ранее — суммы, соответствующей пятикратному МРОТ), имеет право обратить эти вещи в свою собственность;
- для договора хранения между гражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает 10 000 руб. (ранее — превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ);
- при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, если стоимость вещи по оценке превышает 50 000 руб. (ранее — сто МРОТ), хранитель вправе после письменного предупреждения продать ее с аукциона.
Федеральный закон от 09.03.2021 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»
Начало действия документа — 20.03.2021
Работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время
Ранее такое право предоставлялось многодетным родителям при условии, что все дети младше 12 лет.
Федеральный закон от 09.03.2021 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации»
Начало действия документа — 20.03.2021
Размер выплат на детей от 3 до 7 лет будет зависеть от дохода семьи и составлять 50, 75 или 100% от прожиточного минимума для детей
Внесены изменения в Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которым размер ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет составит:
- 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;
- в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50%, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75% величины прожиточного минимума для детей;
- в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75%, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100% величины прожиточного минимума для детей.
Указ Президента РФ от 10.03.2021 № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Начало действия документа — 10.03.2021
На 2021 год продлена возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юрлицам и ИП из наиболее пострадавших отраслей экономики
Соответствующее изменение внесено в Постановление Правительства РФ от 24.06.2020 № 915. На основании данного Постановления субсидии могут предоставляться из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и ИП, ведущим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики (перечень отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).
Постановление Правительства РФ от 04.03.2021 № 316 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2020 № 915»
Начало действия документа — 12.03.2021
С 9 марта 2021 года банки начали принимать заявления на выдачу льготных кредитов по ставке 3% в рамках новой программы поддержки бизнеса «ФОТ 3.0»
Действие предыдущей программы «ФОТ 2.0» заканчивается 1 апреля.
Принять участие в новой программе могут компании из наименее восстановившихся отраслей: гостиничный и ресторанный бизнес, сферы культуры, туризма, спорта и развлечений.
Размер кредита будет зависеть от количества сотрудников, занятых в организации. Максимальная сумма — 500 млн руб. Главное условие — заемщик должен сохранить не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора.
Кредит со ставкой 3% можно будет оформить с 9 марта по 1 июля 2021 года на срок до 12 месяцев. Поручителем выступит государство в лице «ВЭБ.РФ». В течение первого полугодия заемщик не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. Во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.
Для получения кредита на особых условиях организации (в том числе социально ориентированные НКО) и индивидуальные предприниматели могут обратиться в банки, которые подключились к цифровой платформе ФНС России.
С порядком доступа кредитных организаций к информационным сервисам цифровой платформы ФНС России можно ознакомиться в специальной рубрике официального сайта ФНС России.
Информация ФНС России от 09.03.2021 «С 9 марта бизнес может подать заявление на получение льготного кредита под 3%»
Участникам программы льготного кредитования необходимо до 15 марта подать отчетность в ПФР о соблюдении условий ее выполнения по итогам февраля
Состоялось совещание Президента РФ с членами Правительства РФ по социально-экономическим вопросам. В частности, отмечено, что до 15 марта все предприятия подают отчетность по итогам февраля в Пенсионный фонд РФ, в целях контроля выполнения условий по сохранению занятости. Эта отчетность незамедлительно появится на блокчейн-платформе ФНС России.
Соответственно, банки до 1 апреля на основе этой информации примут решение либо о списании кредитов, либо уведомят заемщиков о том, что им нужно будет в течение трех месяцев провести погашение кредита в том случае, если они эти условия не выполнили.
До 15 апреля, если предприятия вдруг что-то вовремя не подали, что-то не сделали, будет возможность внести изменения. Но это надо будет сделать в первых числах апреля, потому что 15 апреля — это крайний срок, когда вся обновленная информация должна появиться на платформе ФНС.
Совещание с членами Правительства (информация с официального сайта Президента РФ от 10.03.2021)
ФНС изданы новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ о получении необоснованной налоговой выгоды
Статья 54.1 НК РФ предусматривает право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, устанавливает ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения.
ФНС проанализированы выводы судебных инстанций по применению, в частности, правил ст. 54.1 НК РФ, направленных на борьбу со злоупотреблениями с использованием формального документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной экономической деятельности («технические» компании).
Обращается внимание на необходимость устанавливать как факт неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию.
Правовые позиции, касающиеся выбора контрагента и ее оценки в налоговых целях, нашли отражение в п. 31 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, а также, в частности, в определениях Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064.
При встраивании «технической» компании или цепочки таких компаний между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, налогоплательщик выводит часть выручки или завышает понесенные расходы.
Налоговым органам рекомендовано при обнаружении такой налоговой оптимизации рассчитывать реальный размер обязательств налогоплательщика.
Речь идет о «налоговой реконструкции», которая подразумевает доначисление налогоплательщику только тех сумм налога, которые подлежали бы уплате при отсутствии злоупотреблений.
В письме указано, что налоговый орган учитывает расходы и вычеты по НДС по указанным спорным операциям на основании обстоятельств, которые подлежат установлению с учетом сведений, документов, представленных налогоплательщиком, а также данных, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и истребования документов (информации) о конкретных сделках от поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществившего фактическое исполнение по сделке.
Если налогоплательщик не предоставит соответствующие сведения и подтверждающие документы, он не вправе применять налоговые вычеты и учитывать понесенные расходы по спорным операциям.
В письме также содержатся разъяснения по другим вопросам в том числе касающимся:
- изменения юридической квалификации операций;
- оценки основного мотива операции (критерий деловой цели);
- оценки моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы;
- выявления схем «дробления бизнеса» и доначисление сумм налогов и др.
Письмо ФНС России от 10.03.2021№ БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
Для целей налогообложения порядок учета субсидий зависит от того, каким постановлением Правительства РФ они предусмотрены
На основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 субсидии выплачивались субъектам МСП, включенным в Единый реестр субъектов МСП и занятым в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 предусматривалась единоразовая выплата субсидий субъектам МСП, удовлетворяющим определенным требованиям.
Субсидии, полученные в соответствии с Постановлением № 576, и расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций.
Субсидии, полученные в соответствии с Постановлением № 976, учитываются в доходах в общем порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Также в общем порядке учитываются и расходы, осуществленные за счет данных средств.
Информация ФНС России «О порядке учета субсидий, которые были предоставлены предпринимателям во время пандемии»
Опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для расчета транспортного налога за 2021 год
Налог на автомобили, вошедшие в Перечень, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов от 1,1 до 3 в зависимости от года выпуска авто и его средней стоимости.
Определение порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей для исчисления налога относится к компетенции Минпромторга России.
Информация ФНС России «Опубликован перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для расчета транспортного налога за 2021 год»