Наталья Михайлова,
Юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
Политические права и свободы
Абз.3 п.2 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон), закрепляющий требования к численности политической партии и ее региональных отделений, и находящиеся в нормативном единстве с ним пп. «ж» п.1 ст.18 и пп.«г», «д» п.3 ст.41 Закона в системе действующего правового регулирования, нельзя признать чрезмерно ограничивающими право на объединение в политические партии.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 № 11-П
Трудовое законодательство
Нормативное положение абз.3 ч.2 ст.59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), допускающего заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора при отсутствии объективных причин, требующих установления трудовых отношений на определенный срок, не ограничивает свободу труда, их право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные ст.37 Конституции РФ. Предусматривая, что срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту может заключаться по соглашению сторон, ТК РФ предоставляет сторонам трудового договора свободу выбора в определении его вида: по взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П
Применение пенсионного законодательства
Признаны не соответствующими Конституции РФ положения законодательных актов субъектов РФ, не допускающие включение в стаж государственной гражданской службы (муниципальной службы), дающей право на назначение пенсии за выслугу лет периодов трудовой деятельности в органах государственной власти и управления, а также партийных органах и их аппаратах в других союзных республиках бывшего СССР.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 № 12-П
Гражданское законодательство
В силу ст.173 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) истечение срока действия лицензии в период после заключения договора не является основанием, по которому сделка может быть впоследствии признана судом недействительной. Согласно п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам),
действующим в момент его заключения.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 № 3386/07
Требования организации о взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав на картографическое произведение судами первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворены неправомерно, поскольку созданная ответчиком, с использованием карты, права на которую принадлежат истцу, карта-схема не требовала для своего выполнения особых навыков, творчества, не являлась оригинальной, основана на общеизвестных фактах, имеющих информационный характер. Сходство между содержанием карты и схемой проезда вытекает из единства информации и фактов, заложенных в оба изображения. Следовательно, с учетом ст.ст.6, 7, 8, 11 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» оснований считать, что ответчик без разрешения обладателя исключительных авторских прав использовал картографическое произведение, не имеется.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2096/07
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения судам по вопросам судебной практики при разрешении споров о признании недействительными сделок с заинтересованностью. Рассмотрено 4 вопроса, в частности:
Согласно п.1 ст.84 Федерального закона РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон) сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных Законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.
При рассмотрении исков о признании сделки с заинтересованностью недействительной (в том числе при наличии в сделке выгодоприобретателя) судам следует учитывать, что истец должен представить доказательства, которые подтверждают фактические обстоятельства, позволяющие сделать вывод о наличии у совершенной акционерным обществом сделки признаков сделки с заинтересованностью.
Если будет установлено, что другая сторона в двусторонней сделке или выгодоприобретатель по односторонней сделке не знали и не должны были знать о наличии признаков заинтересованности в сделке и несоблюдении установленного порядка ее совершения, по смыслу ст.84 Закона не может быть признана судом недействительной.
При рассмотрении дел об оспаривании сделок с заинтересованностью судам необходимо исходить из того, что условием для признания сделки с заинтересованностью недействительной является наличие неблагоприятных последствий, возникающих у акционерного общества или акционеров в результате ее совершения. Доказательства отсутствия неблагоприятных последствий представляются ответчиком.
При этом исследуется, какие цели преследовали стороны при совершении сделки, отвечающей признакам сделки с заинтересованностью, было ли у них намерение таким образом ущемить интересы акционеров, повлекла ли эта сделка убытки для акционерного общества, не являлось ли ее совершение способом предотвращения еще больших убытков для акционерного общества.
Постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 40
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
П.2 ст.5 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) содержит норму-принцип, воспроизводящую положение ст.57 Конституции РФ, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, и закрепляющее безусловное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. В силу своей четкости и определенности эта норма не нуждается в какой-либо детализации и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, в том числе при ее применении в смысле, придаваемом правоприменительной практикой.
Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 337-О-О
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Основания для признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной прямо установлены НК РФ в силу абз.1 п.1 и п.2 ст.59 НК РФ – обстоятельства экономического, социального или юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку. Порядок же списания признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам определяется Правительством РФ (абз.2 п.1 ст.59 НК РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 334-О-О
Камеральные налоговые проверки
Ст.87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Налоговое законодательство не содержит требований о том, что повторная выездная налоговая проверка, проводившаяся в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа может быть признана таковой только в случае, если по ее результатам была дана оценка деятельности проверяемого налогового органа, в том числе в виде отмены или изменения решения, принятого по результатам первоначальной налоговой проверки. Кроме того, в ходе повторной выездной налоговой проверки могут проверяться обстоятельства, не проверявшиеся в ходе первоначальной проверки.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 № 11974/06
В соответствии со ст.88 НК РФ необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации за соответствующий налоговый период, и поскольку налоговым органом не доказан факт подачи налогоплательщиком соответствующих деклараций за проверяемые периоды, у налогового органа отсутствовали основания для проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения о взыскании с налогоплательщика сумм налога, пеней и штрафа.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 1580/07
Налог на добавленную стоимость
Налоговая ставка, в том числе ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (п.1 ст.17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Механизм применения нулевой ставки по НДС, предусматривающий необходимость подтверждения ее применения документами, предусмотренными ст.165 НК РФ
конституционных прав налогоплательщиков не нарушает.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 372-О-П
В удовлетворении требований организации о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в вычете НДС по ставке 0 процентов в связи с несоответствием периода подтверждаемых операций периоду выставления счета-фактуры, а также его неоплатой судами трех инстанций отказано неправомерно по следующим основаниям: в силу ст.ст.171, 172 НК РФ в редакции, введенной в действие с 01.01.2006, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты, включая суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ. Указанная статья не содержит специальных переходных положений в отношении операций по реализации товаров на экспорт, для которых ст.167 НК РФ сохранен особый порядок момента определения всеми налогоплательщиками налоговой базы. В связи с этим, начиная с 01.01.2006 по операциям, облагаемым НДС по налоговой ставке 0 процентов, на основании ст.172 НК РФ налогоплательщики вправе поставить к вычету налог по предъявленным им и не оплаченным до указанной даты счетам-фактурам поставщиков по товарам, работам, услугам, относящимся к данным операциям.
Кроме того, п.8 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС» в редакции, действовавшей до внесения в него необходимых изменений Постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 № 283, в той мере, в какой он препятствовал регистрации в книге покупок счетов-фактур до их оплаты, без чего нельзя предъявить к вычету налог по этим счетам-фактурам, не подлежал применению с 01.01.2006.
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 № 2345/07
При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на указанные специальные налоговые режимы. Эти правила, ранее не предусмотренные НК РФ, подлежат применению начиная с налоговых периодов по НДС 2006 года, поскольку Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах» введен в действие с 01.01.2006.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 № 2785/07
Заявление о возврате сумм НДС не относится к пакету документов, предусмотренному ст.165 НК РФ. Поэтому положение п.9 вышеуказанной статьи НК РФ о сроке их подачи в налоговый орган не может применяться к случаям подачи указанного заявления за пределами 180-дневного срока, установленного данным пунктом.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 15004/07
Налог на имущество
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01» начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату по временное владение или пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности». Т.е., имущество, предназначенное исключительно для передачи в аренду по договору лизинга, до внесения изменений в ПБУ 6/01 не отвечало условиям, позволяющим идентифицировать его в качестве основных средств, приобретенных в целях использования организацией для производства продукции либо для ее управленческих нужд. Следовательно, налогоплательщик правомерно не учитывал стоимость имущества, передаваемого по договору лизинга при определении налоговой базы по налогу на имущество до 01.01.2006 года
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 № 703/07
Налог на прибыль
Ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средств, полученных государственными или муниципальными унитарными предприятиями от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Факт перечисления полученных денежных средств в доход бюджета не освобождает государственные (муниципальные) унитарные предприятия от уплаты налога на прибыль по данным хозяйственным операциям.
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 № 2770/06
Единый социальный налог
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» из Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 с 01.01.2005 года исключена ранее существовавшая обязанность работодателей выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Следовательно, до 01.01.2005 такие доплаты не подлежали обложению ЕСН в силу пп.1 п.1 ст.238 НК РФ; с 01.01.2005 – отсутствует объект налогообложения в силу п.3 ст.236 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 № 1441/07
Законодательство об административных правонарушениях
В связи с возникшим вопросом о порядке определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дополнил п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следующим содержанием:
Дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства),
расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 29.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч.1 ст.202 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ (далее – АПК РФ)).
Учитывая положения ч.1 ст.207 АПК РФ и ч.3 ст.30.1 КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст.35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа.
Постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42
Реализация автомобильных аптечек первой помощи, укомплектованных лекарственными средствами, без специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по распространению лекарственных средств образует состав правонарушения, предусмотренный ст.14.1 КоАП РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 № 3744/07
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 № 3208/07
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 № 3611/07
Гражданско-процессуальное законодательство
Положение абз.3 ч.1 ст.446 Гражданско-процессуального кодекса РФ в той части, в какой им устанавливается запрет обращения взыскания по исполнительным документам на принадлежащие гражданину-должнику на праве собственности земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности и которые не являются основным источником существования гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, обеспечивающим указанным лицам необходимый уровень существования, признано не соответствующими Конституции РФ и отменено.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 10-П
Арбитражно-процессуальное законодательство
Дело по заявлению индивидуального предпринимателя о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в предоставлении недостоверных и не соответствующих действительности сведений по вопросам уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и налоговых санкций и возмещении морального вреда направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду того, что предприниматель либо юридическое лицо в силу п.3 ст.23, пп.5, 7 ст.152 ГК РФ вправе заявить требование о защите деловой репутации, которое согласно ст.33 АПК РФ, отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.01.2007 № 11984/06
Арбитражный суд не связан выводами других судов, в том числе мирового суда о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм, поскольку согласно ч.3 ст.69 АПК РФ решение суда общей юрисдикции по рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело только по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 № 11974/06