Налоговая безопасность компании
10 июня 2019
Надежда Казьмина,
практикующий бухгалтер, член Палаты налоговых консультантов РФ
Проблема налоговой безопасности как никогда остро стоит перед российскими компаниями: более 98% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пеней, все чаще и чаще налоговые инспекторы взыскивают в судебном порядке задолженность компании с учредителей, генеральных директоров, главных бухгалтеров и иных топ-лиц компании. Как не потерять свой бизнес, сохранить активы компании, законно снизить налоги, избежать начисления штрафов и не попасть под выездную проверку — это ежедневные задачи российского бизнеса.
В настоящее время в российской экономической литературе отсутствует общепринятое системное определение понятия «налоговая безопасность», ее составляющих, а также критерии ее оценки. Условно, в рамках определения понятия «налоговая безопасность компании», можно выделить ее следующие основные компоненты:
• оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании;
• оценка существующих налоговых рисков компании;
• оценка существующей налоговой нагрузки компании;
• разработка системы налогового планирования компании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим эти компоненты подробнее.
Оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании — предполагает проведение ретроспективного анализа правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей и взносов.
В зависимости от степени легальности можно выделить следующие способы оптимизации налоговых платежей:
• «белые», полностью легальные схемы — по сути, это инструменты снижения налогового бремени, разрешенные действующим законодательством.
Например, применение компаниями специальных налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС и налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС для предпринимателей с выручкой менее 2 млн руб. и т. д.;
• «серые схемы» — спорные способы снижения налогового бремени, использующие недоработки, бреши в законодательстве, арбитражная практика по которым неоднозначна. Например, назначение вместо директора управляющего ИП: с одной стороны, ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, с другой стороны, контролирующие органы в судебном порядке нередко переквалифицируют такие договоры в трудовые, с доначислением налогов, взносов, пеней и штрафов;
• «черные схемы» — минимизация и уклонение от уплаты налогов с явным нарушением действующего законодательства. Например, использование фирм-однодневок для снижения НДС.
Нельзя не отметить, что спрос рождает предложение, и в настоящее время на рынке налогового консалтинга масса компаний предлагает как законные способы оптимизации налоговой нагрузки, так и использование «серых» и «черных» схем. Интернет пестрит такими предложениями. Однако, что касается разработки и реализации «серых» и «черных» схем через подобные компании — как правило, это устная договоренность, а следовательно, привлечь к ответственности подобного «налогового консультанта» не представляется возможным.
Оценка существующих налоговых рисков компании. Под налоговыми рисками следует понимать сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в результате принятия компанией определенного решения в сфере налогообложения.
Условно можно выделить следующие области риска компании:
• безрисковая область;
• область минимального риска;
• область повышенного риска;
• область критического риска;
• область недопустимого (катастрофического) риска, где безрисковой области соответствует минимальная возможность доначисления налогов и штрафов, а катастрофической — банкротство компании, уголовная ответственность.
По видам рисков можно выделить:
• риск неуплаты налогов — как следствие доначисление пеней и штрафов контролирующими органами;
• риск налогового контроля — риск проведения выездных налоговых проверок;
• риск усиления налоговой нагрузки — риск потери права применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот;
• риск налоговой минимизации;
• риск уголовного преследования.
Также риски можно классифицировать на следующие:
• внешние и внутренние;
• непредсказуемые и предсказуемые;
• систематические и несистематические.
Рисками, в том числе налоговыми, можно и нужно управлять (риск-менеджмент). Среди инструментов риск-менедж-мента, применяемых для снижения налоговых рисков, можно выделить:
• метод отказа — предполагает отказ от чрезмерно рисковой деятельности, например, тщательный контроль поставщиков, отказ от заключения сделок с сомнительными контрагентами;
• метод снижения — предполагает профилактику и диверсификацию рисков. Например, заключение однотипных сделок в разных вариантах, расширение присутствия компании на территориях с различными условиями налогообложения;
• метод передачи — предполагает аутсорсинг затратных рисковых функций. Например, передача функции ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней специализированной организации и т. д.
Проводя оценку налоговых рисков, необходимо также провести оценку используемых компанией инструментов риск-менеджмента.
Оценка налоговой нагрузки компании. Ежегодно налоговики публикуют показатели безопасной налоговой нагрузки и рентабельности. Основными документами, определяющими налоговую нагрузку, являются:
• Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;
• Письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»;
• Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@.
Показатель налоговой нагрузки рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.
Следует отметить, что значение данного показателя стоит первым в списке критериев отбора налоговиками компаний для выездных проверок. Чем ниже показатель налоговой нагрузки по сравнению с рекомендуемым — тем выше вероятность налоговой проверки, поэтому при оптимизации налоговых платежей стоит обращать внимание на среднеотраслевое значение показателя.
Система налогового планирования компании — налоговое планирование компании представляет собой активные целенаправленные действия компании с целью уменьшения налоговых платежей, минимизации налоговых рисков, как в краткосрочной, так и в долгосрочной и среднесрочных перспективах. На практике программа налогового планирования компании разрабатывается на период от 1 до 3 лет.
Подготовку программы налогового планирования компании можно разделить на следующие этапы.
1. Постановка целей и задач налогового планирования — на данном этапе необходимо определить особенности деятельности компании, составить перечень уплачиваемых налогов и взносов, провести анализ заключенных и планируемых к заключению договоров. В качестве целей и задач налогового планирования, как правило выступает либо оптимизация налоговых платежей компании, либо сокращение налоговых потерь по группе налогов и взносов или по конкретному налогу.
2. Выявление налоговых рисков — определение финансовых и иных потерь, связанных с проведением налогового планирования.
3. Определение инструментов налогового планирования:
• возможность применения налоговых льгот, специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым законодательством;
• использование различных форм договоров для оптимизации налоговых последствий — например, использование агентских договоров;
• использование налоговых льгот в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения для экспортно-импортных операций;
• оптимизация цен сделок и т. д.
4. Разработка схемы налогообложения сделок хозяйствующего субъекта — на основании данных полученных по итогам 1— 3 этапов налогового планирования разрабатывается оптимальная схема налогообложения.
5. Осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с разработанной программой.
Таким образом, обеспечение налоговой безопасности компании включает в себя как ретроспективный анализ уже свершившихся фактов финансово-хозяйственной жизни копании, что связано в первую очередь с тем, что в период проверки включают 3 календарных года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки, так и разработку программы налогового планирования на обозримое будущее.