Минфин разъяснил правила применения национального режима при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

5 февраля 2025

Ведомство сообщило, на каких заказчиков распространяются запрет, ограничение, преимущество, и перечислило способы закупок, при которых их устанавливают. Также оно рассказало об особенностях описания объекта или предмета закупки, обоснования НМЦК. Подробнее в обзоре.

Заказчики, на которых распространяются запрет, ограничение, преимущество

К заказчикам, которые применяют запрет, ограничение, преимущество (далее – меры), относят всех заказчиков по Закону N 44-ФЗ, а также заказчиков по Закону N 223-ФЗ из числа (пп. 2.2 письма):

  • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий;

  • субъектов естественных монополий независимо от организационно-правовой формы;

  • организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы;

  • хозяйственных обществ из сводного реестра организаций ОПК.

Меры в ряде случаев устанавливают также отдельные заказчики по Закону N 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ (АО или ООО), которые не относятся к трем последним категориям (пп. 2.3, 2.5 письма).

Способы закупок, при которых заказчики устанавливают меры

Запрет устанавливают при всех способах закупки по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (пп. 4.1 письма).

Ограничение и преимущество применяют (пп. 4.2, 4.3 письма):

  • при конкурентных и электронных малых закупках по Закону N 44-ФЗ;

  • при конкурентных закупках и неконкурентных закупках (если положение о закупке предусматривает подачу заявок несколькими участниками) по Закону N 223-ФЗ.

Описание объекта или предмета закупки

Наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с мерами (пп. 3.2 письма).

При описании объекта закупки, для которого установлены меры, госзаказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет (пп. 10.1 письма).

Параметры российского товара не приводят, если производства товара в РФ нет или оно прекратилось. По мнению ведомства, в этом случае заказчику в описании объекта закупки следует декларировать невозможность привести характеристики отечественного товара по указанной причине (пп. 10.2 письма).

Обоснование НМЦК

При расчете, в частности, НМЦК на закупку товаров из перечня N 1 и 2 методом анализа рынка госзаказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.

Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, госзаказчикам нужно (пп. 11.3 письма):

  • включить в обоснование цены аргументацию невозможности применить метод анализа рынка с учетом особенностей;

  • использовать иной метод. По мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учетом товаров из иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.

Документ:

Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697


Материал подготовлен АО "Консультант Плюс"

Свяжитесь с нами