arrow-up arrowright arrowright

Милицейские проверки (часть 2)

29.10.2007

 Людмила Круглова,

Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Наталья Троицкая,

Руководитель Департамента правового консалтинга
Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

«Кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл»
Мигель Сервантес де Сааведра

Продолжение. Начало статьи в предыдущем номере журнала «Телеком-Партнер» №8 (125).

Милиция в роли налогового полицейского…

Как уже упоминалось, одним из поводов для проведения проверки сотрудниками специализированных подразделений милиции, является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (п.35 ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции)).

Регламент проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержден Приказом МВД России от 16.03.2004 № 177 (далее – Инструкция № 177).

Порядок проведения проверок, регламентированный указанной инструкцией, аналогичен порядку проведения ревизий в соответствии с п.25 ст.11 Закона о милиции, Инструкцией № 636 (утв. Приказом МВД России от 02.08.2005 № 636).

При назначении проверки выносится мотивированное постановление, регистрируемое в специальном журнале. Должностные лица, с учетом территориальной компетентности, имеющие право назначать проверку, определены Приказом МВД России от 16.03.2004 № 177.

В Москве, чаще всего проверки проводятся в пределах и по назначению:

· территории Оперативного обслуживания - начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям, начальника межрайонного отдела по налоговым преступлениям;

· территории административного округа - начальника Управления внутренних дел по административному округу г. Москвы, его первого заместителя - начальника криминальной милиции, заместителя начальника по экономическим и налоговым преступлениям Управления внутренних дел по административному округу г. Москвы;

· территории г. Москвы (субъекта РФ) -начальником главного управления внутренних дел г. Москвы, его первым заместителем,  а также заместителем по экономическим и налоговым преступлениям.

Проверки проводятся сотрудниками подразделений милиции по налоговым преступлениям. В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

Состав сотрудников, проводящих проверку, указывается в постановлении. В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении изменений (дополнений) в постановление о проведении проверки.

Проверки проводятся в срок не более 30 дней. Началом срока проведения проверки является дата вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проверки является день подписания акта о ее проведении.

По результатам проверок проверяющими составляется акт, форма которого установлена в приложении № 4 Инструкции № 177. 

В акте отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки. Акт составляется и в том случае, если соответствующие правонарушения в ходе проведения проверки не установлены.

Акт состоит из трех частей: общей, описательной и итоговой. Составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

Экземпляр акта проверки вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю, либо их представителю под расписку с отметкой в первом экземпляре акта.

В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам об этом в акте делается отметка, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки или ревизии.

По результатам проверки принимается одно из следующих решений:

· о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст.ст.144, 145 УПК РФ;

· о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст.ст.144, 145 УПК РФ (данные нормы определяют порядок реагирования дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора на сообщения о преступлении, а также принимаемые в связи с этим решения);

· о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

· о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

· о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;

·о завершении проверки в связи с тем, что не были установлены факты нарушения законодательства.

О принятом решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо – индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка.

Так же, как и при проведении ревизий, в ходе проведения проверок при необходимости могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств, прилагаются к акту проверки, в котором делается отметка о применении этих средств.

В соответствии с п.12 Инструкции 177 в случае необходимости проведения в ходе проверки осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров, соответствующие действия осуществляются в порядке, установленном п.25 ст.11 Закона о милиции.

В отношении права проверяющих изымать  при проведении проверки документы (их копии), отметим, что из п.35 ст.11 Закона о милиции, инструкции № 177 не следует право проверяющих при проведении проверки изымать документы. Также отметим, что до внесения изменений в Инструкцию 177 Приказом МВД РФ от 12.08.2005 № 665, возможность изъятия документов при проведении проверки была предусмотрена 12 пунктом Инструкции.

Однако, с учетом того, что основанием для проверки является наличие «достаточных данных, указывающих на признаки преступления», т.е. имеются признаки объективной стороны преступления, то проведение проверки регламентируется и нормами законодательства об оперативно – разыскной деятельности, уголовно-процессуального законодательства. Соответственно, изъятие документов может быть произведено в соответствии, порядке и в случаях, предусмотренными соответствующими положениями  УПК РФ и Федерального Закона РФ от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД).

В соответствии со ст.6 Закона об ОРД изъятие документов не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием и, чаще всего, производится при проведении оперативного мероприятия - обследование помещений, зданий, транспортных средств. Обследование может производиться гласно, т.е. с согласия владельца (пользователя) обследуемого имущества либо не гласно. Изъятие документов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности может производиться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании п.1 ст.15 Закона об ОРД, предоставляющего право при проведении оперативно-розыскных мероприятий производить изъятие предметов, материалов и сообщений и исключительно в случае возникновения угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. При отсутствии такой угрозы оснований изымать документы нет. В этом случае изъятые документы в соответствии с требованиями статей 75, 89 УПК РФ должны исключаться из числа доказательств, как полученные с нарушением закона.

Далее, с учетом норм УПК РФ, изъятие документов может производится при проведении следующих следственных действий: осмотр места происшествия, помещения, предметов, документов (ст.176, 177 УПК РФ), обыске, выемке (ст.182, 183 УПК РФ).

Осмотр – единственное следственное действие, проведение которого допустимо до возбуждения уголовного дела. В общем случае, специального решения для проведения осмотра не требуется. Все виды осмотра проводятся с участием не менее двух понятых.

Осмотр без участия понятых возможен исключительно в случаях, предусмотренных п.3 ст.170 УПК РФ: в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей.

Ведение протокола при проведении осмотра обязательно.

Отметим, что осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

При проведении осмотра с места осмотра могут изыматься вещественные доказательства, которые могут иметь отношение к уголовному делу, о чем в протоколе делается соответствующая отметка, а изъятые предметы упаковываются и опечатываются.

Отметим, что осмотр производится с согласия проверяемого лица. Следственные мероприятия, не требующее согласия лица, – обыск и выемка. И обыск и выемка могут быть произведены только после приятия решения о возбуждении уголовного дела. Соответственно, если проверяемое лицо  согласия на проведение осмотра не давало,  а «осмотр» все же был произведен, в целях защиты интересов проверяемого лица, обязательно укажите в протоколе осмотра, на то, что осмотр был произведен без вашего согласия. Как следствие, изъятые с нарушением установленного порядка документы, подлежат исключению из числа доказательств в соответствии со статьями 75, 89 УПК РФ. 

Обыск и выемка производятся на основании постановления следователя. Обыск в жилище, выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производятся на основании судебного решения, с соблюдением установленных УПК РФ требований. До начала следственного действия следователь предъявляет постановление о его производстве или судебное решение, разрешающее его производство.

Обыск - следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Выемка – следственное действие, состоящее в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

При производстве обыска и выемке обязательно присутствие не менее двух понятых. Все изымаемые предметы и документы, изъятые из оборота либо имеющие значение для уголовного дела должны быть точно описаны в протоколе – идентифицированы, с указанием их точного количества, индивидуальных свойств и т.п.. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.

Визит участкового

Компетенция участковых установлена Законом о милиции и Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 (далее – Инструкция № 900). Одним из функций участкового является содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики (п.12.2 Инструкции № 900).

В соответствии с Законом о милиции и  Инструкции № 900 (п.п.9.6, 9.18, 21, 23) участковый вправе на подконтрольной ему территории осуществлять контроль за соблюдением организациями правил торговли, в том числе, правил продажи отдельных видов товаров; законность продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; наличие разрешения на осуществления предпринимательской деятельности (лицензии) и т.п.

В целях обеспечения общественного порядка участковый вправе проверять регистрацию граждан и работников фирмы, документы, подтверждающие законность нахождения организации по адресу и т.п., и при этом участковому достаточно предъявить свое удостоверение. Но для того, чтобы осуществить проверку правоустанавливающих документов  (свидетельство о постановке на учет, лицензии), получить объяснения, копии документов, участковому понадобится мотивированное постановление начальника органа внутренних дел или его заместителя.

По факту обнаружения административного правонарушения, указанные в главе 28.3 КоАП РФ, участковый составляет протокол о возбуждении дела об административном правонарушении.

В случае обнаружения признаков преступления, влекущих уголовную ответственность, участковый должен незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику ОВД либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия – п.10.2 Инструкции № 900. В исключительных случаях по поручения начальника органа дознания участковый вправе самостоятельно провести предварительное расследование в форме дознания по уголовному делу.

Стоит отметить, что участковый обязан согласно п.9.3 Инструкции № 900 осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а в случае невыполнения руководителем фирмы данных указаний – докладывать руководству ОВД для принятия мер. В таких случаях выписывается предписание с указанием срока устранения обнаруженных недостатков.

В случае игнорирования  руководством фирмы предписания или исполнения его ненадлежащим образом, вследствие чего позже было совершено преступление или административное правонарушение, руководитель организации подлежит административной ответственности в виде штрафа согласно ст.19.6 КоАП РФ. Например, директор организации не принял должные меры по сохранению дорогостоящего товара, в результате товар был похищен, т. е. совершено преступление.

Следовательно, руководитель организации, не исполнивший предписание и не принявший надлежащих мер по сохранению имущества фирмы, подлежит административному взысканию.


Вся Статьи