arrow-up arrowright arrowright

«Юрий Башмет — 50 лет на альте»

31.01.2018
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, 
Тютчевской и других международных литературных премий

В этом году тему цикла статей в рубрике «Интеллектуал» выбрать было трудно. В предшествующие годы мы писали об улицах и усадьбах, о парках и исторических домах. В этом году мы решили писать о людях —  о замечательных людях, которые живут с нами в одном городе и своим талантом делают нашу жизнь светлее и осмысленнее. 

Начало 2018 года в стране посвящено Юрию Башмету. В Москве в конце января прошел фестиваль «Юрий Башмет — 50 лет на альте». 
В Концертном зале им. П. И. Чайковского 24 января — чествование музыканта и его выступление. А с 16 по 25 февраля 2018 года вот уже в одиннадцатый раз в Сочи будет проводиться один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих в нашей стране, — Зимний международный фестиваль искусств, артистическим директором и создателем которого является также Юрий Башмет.
В этом году 24 января этот выдающийся музыкант отметил свое 65-летие.
Все знают это имя, однако нужно серьезно интересоваться музыкой, чтобы знать и судьбу, и, как говорится, этапы творческого пути. Поэтому мы решили рассказать о Юрии Абрамовиче на страницах февральского номера.

Детство, отрочество и юность

Родился Юрий Башмет в 1953 году в Ростове-на-Дону. Когда Юрию было пять лет, семья переехала во Львов. Отец служил инженером в управлении Львовской железной дороги, а мама была филологом, работала в учебном отделе Львовской консерватории. 
В семье уже был старший ребенок. Брат Юрия Евгений также музыкант. Известно, как Юрий Абрамович всегда и везде нежно рассказывает о маме, и насколько она повлияла на его судьбу. Даже его появление на свет было решением матери, которой врачи запрещали рожать второй раз из-за состояния здоровья.
Именно мама отвела сыновей в музыкальную школу. Юрий поступил в класс скрипки. 
Однако позже его перевели в десятилетнюю музыкальную школу, где в классе скрипки мест не оказалось, и Юрию пришлось поступить в класс альта. Как ни странно, но самостоятельно он освоил игру на гитаре и достиг больших успехов. 
С гитарой можно было добиться авторитета в классе, в компании, да и репертуар «Битлз» тому способствовал.  Этого нельзя было сказать об альте, к которому классические музыканты той поры относились несколько сдержанно, как и к виолончели до Ростроповича. Царицей музыки была скрипка. 
В девятом классе Юрий Башмет играл в симфоническом оркестре, а чуть позже мог и подрабатывать в инструментальном ансамбле. Мама была категорически против «зарабатывания» денег музыкой, и «подработки» приходилось скрывать.
В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. 
В 1972 году произошла встреча маэстро со своим инструментом. Юрий учился на первом курсе Консерватории, и его учитель профессор Борисовский достал для него альт, который продавала в Одессе эмигрировшая из Советского Союза еврейская семья.
Инструмент передали в Москву. Это был альт настоящего миланского мастера Паоло Тесторе, был он создан в 1758 году, стоил очень дорого, а продавали его дешевле из-за срочности. Но и эта цена кусалась — полторы тысячи рублей по тем временам огромная сумма. Но юный музыкант уже имел треть этой сумма, а остальное дали отец, взявший сумму в долг, и дедушка. 
Этот альт сопровождает маэстро всю жизнь. На альте Паоло Антонио Тесторе играл и Моцарт, о чем Юрий Абрамович узнал, побывав в Зальцбурге. Он очень гордится тем обстоятельством, что его инструмент и инструмент великого композитора — родные братья.  

Путь к известности

Юрий Башмет окончил Московскую консерваторию в 1976 году, но уже после 2-го курса он выступил в Большом зале Консерватории и еще два года после окончания проходил там стажировку. 
Конечно, путь к известности и, что главное, к подтверждению своего таланта пролегает через авторитетные музыкальные конкурсы, где молодого музыканта замечают не только старшие мастера, но и представители различных театров, крупнейших музыкальных сцен мира. 
Башмет еще в 1975 году становится лауреатом  Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште, а в 1976 году получает Гран-при конкурса альтистов в Мюнхене.
С 1976 года он ведет не только музыкальную, но и преподавательскую деятельность в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, потом в Московской консерватории и сейчас является профессором. Он проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Италии, в Туре во Франции.
В 1978 году Башмет становится солистом Московской филармонии. 
Его репертуар, кажется, не знает границ. Можно назвать Баха, Моцарта, Паганини, Брамса, Шнитке, Шостаковича и множество других великих имен.
Для него специально пишут композиторы, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский.
Ему посвящают концерты для альта, он зачастую становится первым исполнителем музыкальных произведений.
Он объездил весь мир и выступал на самых значительных сценах. Он впервые в мировой исполнительской практике дает сольные концерты для альта, чем окончательно подтверждает самостоятельное значение своего любимого инструмента.

Вехи творчества

В 1985 году музыкант начал дирижерскую деятельность. 
В 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», став художественным руководителем, дирижером и солистом ансамбля. 
В 1992 году Башмет создал новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории. 
В 1996 году Юрий Башмет создает в Консерватории «Экспериментальную кафедру альта». 
С 2002 года — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (Москва). 
С 1994 года Юрий Абрамович — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, но это, конечно, не единственное жюри, в котором он работает. 
Как вы уже поняли, Юрий Башмет — мировая величина, человек, который служит музыке не только своим исполнительским талантом, но и организаторским. Он  основывает благотворительные фонды, фестивали по всему миру, чтобы поддержать молодых музыкантов. Он подхватил после ухода Святослава Рихтера и руководит фестивалем музыки и живописи «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который проходит в ГМИИ им. Пушкина. 
Минск, Ярославль, Сочи и множество других точек на карте мира — адреса фестивалей, которые организовал Юрий Башмет. 
Недавно маэстро создал новую программу с Константином Хабенским по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Имя Юрия Башмета давно стало таким же символом русского искусства, как Ростропович, Плисецкая, Прокофьев и т. д. И имя это знают как короли и принцы, так и простые люди.
Супруга Юрия Башмета скрипачка, родом из Украины, познакомились они еще на студенческой вечеринке. У супругов родились дочь, ставшая впоследствии пианисткой, и сын, получивший экономическое образование.
У Башмета огромное количество наград, он состоит в огромном количестве общественных организаций. Как его на все хватает — загадка. 
Но мне кажется — и это главное — что он скромен и не создает культа собственной личности. Доказательство этому одно: бог не отнимает и не умаляет его таланта — когда играет Башмет, все остальное отходит на задний план и мы понимаем, что такое проникновенное исполнение музыки под силу только поцелованным небесами.
 
С юбилеем, маэстро! 

Все Статьи