Опубликованы два федеральных стандарта внутреннего финаудита (далее — ВФА). В первом из них раскрыты определения, принципы и задачи ВФА, в другом закреплены права и обязанности должностных лиц при проведении ВФА. Применять новшества нужно уже с 1 января 2020 года.
Пользователи новых стандартовИспользовать стандарты должны будут должностные лица (работники):
- ГРБС (РБС);
- главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов;
- главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
- ПБС.
В стандарте раскрыты значения терминов, применяемых при проведении ВФА, в частности следующих:
- субъект ВФА;
- бюджетные процедуры;
- объект ВФА;
- субъекты бюджетных процедур;
- аудиторское мероприятие;
- аудиторские доказательства;
- метод ВФА;
- рабочая документация аудиторского мероприятия.
Субъект ВФА — структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями осуществлять ВФА.
К методам ВФА относят аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Деятельность субъекта ВФА и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
Указанная деятельность должна быть направлена на решение задач, определенных стандартом, в следующих целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, а также подготовки предложений по организации такого контроля;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам;
- повышения качества финансового менеджмента.
Стандарт определяет права и обязанности должностных лиц при проведении ВФА, которыми являются:
- должностные лица (работники) субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями проводить ВФА;
- субъекты бюджетных процедур;
- привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Должностные лица (работники) субъекта ВФА при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий наделены правами, в частности:
- получать от субъектов бюджетных процедур необходимые документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом ВФА, в том числе письменные или устные объяснения;
- получать доступ к программам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств или
- содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
- посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
- консультировать субъектов бюджетных процедур.
Помимо прочего, руководитель аудиторской группы вправе:
- подписывать и направлять субъектам бюджетных процедур запросы о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для ВФА;
- обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы,
- связанные с проведением аудиторского мероприятия;
- подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта ВФА предложения по программе аудиторского мероприятия.
Кроме перечисленного выше, руководитель субъекта ВФА может, в том числе:
- привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств или эксперта, а также включать
- привлеченных лиц в состав аудиторской группы;
- по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);
- обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия.
Субъекты бюджетных процедур имеют право:
- ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
- получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
- получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия;
- представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
Кроме того, стандартом установлены обязанности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, руководителя аудиторской группы, руководителя субъекта ВФА, а также самих субъектов бюджетных процедур.
Документы: Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 196н
Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 195н
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»