Консультант Плюс Технология 3000 - комфортная работа с правовой информацией
Обзор новшеств Технологии 3000
Выход в октябре 2003 года Технологии 3000 - новой разработки компании "Консультант Плюс" - стал заметным явлением на рынке справочных правовых систем. Над созданием новой технологии работали около полутора тысяч специалистов, а в ее основе лежат самые современные программные решения. В то же время при разработке технологии учитывался более чем 10-летний опыт компании "Консультант Плюс" в области создания справочных правовых систем, работы с пользователями, изучения их потребностей.
Новая технология позволит не только удовлетворить на принципиально новом уровне существующие потребности пользователей систем КонсультантПлюс, но и станет основой для дальнейшего развития. Потенциал, который имеет эта разработка, позволит в будущем внедрять новые поисковые и аналитические возможности работы с правовой информацией, отвечающие возрастающим запросам специалистов. Новая технология создана таким образом, что пользователь при замене системы сможет сразу работать с ней практически так же, как раньше. Разработчики сохранили и привычный для пользователей интерфейс, органично включив в него целый ряд принципиально новых функций и усовершенствовав те возможности, которыми пользователи удачно пользовались ранее. В результате при работе с Технологией 3000 пользователи могут опираться на свои прежние навыки работы с правовой информацией в системах КонсультантПлюс.
Технология 3000 - это еще и новый уровень, новое качество работы с правовой информацией. Улучшены практически все характеристики системы - от возможностей поиска и анализа документов до "мелочей", которые делают работу приятной и удобной (например, мгновенное изменение размера шрифта в тексте документа с помощью специальной пиктограммы на экране). Среди основных преимуществ новой технологии можно выделить следующие: простой поиск документа, быстрое изучение документа, оперативное составление подборки документов, эффективный анализ правовой проблемы, удобное сохранение результатов работы и подготовка собственных документов, быстрый доступ к актуальной справочной информации и новостям законодательства. В данной статье мы рассмотрим часть новшеств Технологии 3000 - единый информационный массив, сквозной и локальный виды поиска, изменения в интерфейсе и в Карточке поиска.
Единый информационный массив
Ранее все документы в системах КонсультантПлюс были распределены по целому ряду информационных банков (ИБ). В Технологии 3000 различные виды информации объединены в единый информационный массив, который имеет четкую внутреннюю структуру. Он состоит из 8 разделов: Законодательство, Судебная практика, Финансовые консультации, Комментарии законодательства, Формы документов, Законопроекты, Международные правовые акты, Правовые акты по здравоохранению. Разделы, в свою очередь, включают информационные банки. Так, раздел "Законодательство" объединяет информационные банки по федеральному и региональному законодательству, а все ресурсы по судебной практике и арбитражной практике ФАС округов объединены в разделе "Судебная практика". Схемы учета, консультационная информация для бухгалтера и финансиста вошли в раздел "Финансовые консультации".
Почему же разработчики КонсультантПлюс не пошли по самому простому для них пути - объединение всех документов в "одну базу"? Ответ очевиден - этот "простой" путь приводит к большим неудобствам для пользователей. Действительно, на первый взгляд идея объединить все документы в "одну базу" и проводить в ней поиск кажется простой и удобной. Однако разнообразие правовых документов очень велико и, как следствие, документы имеют множество различных признаков (специальных реквизитов). Например, регистрацию в Министерстве юстиции имеют только ведомственные нормативные акты федерального уровня, такой реквизит, как "Суд первой инстанции", имеют только судебные решения, реквизит "Автор" имеют только консультации экспертов или комментарии законодательства, "Стадии законодательного процесса" - только законопроекты и т.д.
С другой стороны, для всех типов правовой информации можно выделить общие признаки - каждый документ имеет отношение к определенной тематике (поисковое поле "Тематика"), у каждого документа есть дата его принятия (поле "Дата"), многие документы имеют номер, наконец, каждый документ имеет название и текст (поля "Номер", "Поиск по названию", "Поиск по тексту").
Если внимательно посмотреть на перечисленные реквизиты, то видно, что специальные реквизиты позволяют очень точно искать конкретные документы в массиве правовой информации данного типа (назовем этот вид поиска локальным поиском), а общие реквизиты позволяют проводить поиск одновременно по всем типам информации (назовем этот вид поиска сквозным поиском). Долгое время разработчики СПС были вынуждены реализовывать в своих системах либо только сквозной, либо только локальный поиск.
Сквозной и локальный поиск
Отметим, что при помощи новой технологии впервые в истории СПС удалось объединить преимущества сквозного и локального поиска. В основу сквозного поиска положено использование общих реквизитов, характерных для информации любого типа. Это такие реквизиты, как: тематика документа, номер документа, дата принятия. Помимо этого при сквозном поиске сохраняется и широко используемая возможность поиска документов по тексту и названию.
При локальном поиске используются специальные реквизиты, характерные только для конкретного раздела (например, в разделе "Финансовые консультации" - это номера Общего плана счетов или перечень видов различных расходов организации). Для каждого вида реквизитов документов предусмотрено отдельное поле в карточке поиска, которая является основным поисковым средством системы. Таким образом, общим реквизитам документов соответствуют общие поля в карточке поиска, а специальным реквизитам - специальные поля.
Посмотрим, как в Технологии 3000 можно искать документы с помощью общих и специальных полей. Рассмотрим возможности сквозного поиска на следующем примере. Допустим, специалиста интересуют вопросы, связанные с учетом налогоплательщиков. В Карточке поиска поля, по которым, возможен сквозной поиск, отмечены специальным знаком. Одно из таких полей - "Тематика". Как только мы начнем набирать "учет нал" в поле фильтра, курсор отметит необходимую нам рубрику "Учет налогоплательщиков" в словаре. Построим список, нажав клавишу F9.
В результате поиска мы получим не только документы нормативного характера по проблеме, которые нужно обязательно принимать во внимание при рассмотрении вопроса, но и другую нужную информацию, а именно: комментарии законодательства, материалы судебной практики, консультативную информацию для специалистов в области финансов: консультации экспертов, рекомендации по отражению вопроса в бухгалтерских проводках. Таким образом, пользователь сразу получает практически исчерпывающую информацию по своему вопросу. Она представлена в виде структурированного списка (дерева-списка), наглядного и удобного для последующей работы. В этом списке видно, в каких разделах были найдены документы по нужному вопросу. Такое представление найденных документов позволяет специалисту с одного взгляда оценить, насколько интересующая проблема разработана в законодательстве.
Рассмотрим возможности локального поиска, который позволяет найти документы в отдельном разделе. Например, если необходимо получить консультации об особенностях исчисления налога на доходы физических лиц при командировках сотрудников, необходимо в разделе "Финансовые консультации" в поле "Налоги. Взносы. Платежи" выбрать "налог на доходы физических лиц", а в поле "Расходы организации" - "командировочные расходы". Построив список документов, получим не только консультации, но и схемы учета, а также материалы бухгалтерской прессы по данному вопросу. Список материалов, соответственно, будет представлен в структурированном виде.
Таким образом, четкая структура единого информационного массива - разделы и информационные банки - позволяет специалисту сразу определить, какие типы информации находятся в его распоряжении. А по названию разделов легко определить, какую информацию они включают (например, раздел "Законодательство" - это документы нормативного характера, раздел "СудебнаяПрактика" - материалы судов). Чтобы найти нужные документы в информационном массиве, можно проводить как сквозной поиск (при этом получаем различные виды информации), и локальный поиск (для детальной работы с материалами одного вида).
Новые удобные возможности интерфейса
Новая Технология 3000 представляет ряд удобных новшеств и в интерфейсе, которые облегчают работу пользователя. Так, в словарях полей Карточки поиска (в таких полях, как "Тематика", "Вид документа" и др.) очень удобно наличие встроенного фильтра. При наборе начальных букв нужного понятия фильтр выбирает из словаря только те значения, которые соответствуют заданному условию. Это позволяет экономить время пользователя при поиске документов.
В новой технологии произошли изменения в поле "Принявший орган" Карточки поиска. Если раньше в этом поле указывалось только полное наименование ведомства, то теперь в левом столбце словаря представлено официальное или общепринятое сокращение названия ведомства, в правом - его полное название. Кстати, фильтр этого поля позволяет выбрать в словаре нужное ведомство при вводе названия в любом виде. Скажем, "Государственный таможенный комитет РФ" можно выбрать при вводе и "ГТК", и "Таможенный комитет". Такой словарь может еще и информировать о структуре ведомств, представленных в системе. Так, выбрав в поле фильтра "Налог", мы получим список всех налоговых подразделений, документы которых включены в ИБ.
Изменения в новой технологии, в том числе и рассмотренные нами, делают работу пользователя с правовой информацией более комфортной. В итоге специалисты затрачивают меньше времени и достигают более точного результата, а это значит, что их работа становится более эффективной.
Более подробную информацию о Технологии 3000 Вы можете получит, обратившись в нашу компанию - региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс ЗАО "ТЛС-Груп" по телефону + 7 (495) 737-47-47 (многоканальный)