arrow-up arrowright arrowright

Что может просить покупатель-коммерсант, если товар с существенными недостатками, разъяснил ВС РФ

23.01.2019
Гражданин приобрел автомобиль для перевозки пассажиров. В течение гарантийного срока в нем выявили существенный недостаток — производственный дефект двигателя. В суде гражданин просил взыскать с продавца расходы на ремонт машины. Первая инстанция эту сумму покупателю присудила, но апелляция отменила ее решение.

По ее мнению, при выявлении существенных недостатков товара покупатель не может требовать возмещения расходов на их устранение. Это право предусмотрено п. 1 ст. 475 ГК РФ и работает только при выявлении несущественных недостатков, которые не были оговорены продавцом. В данном же случае применяется п. 2 ст. 475 ГК РФ. Этой нормой как раз установлено, что делать, если недостатки существенные. Соответственно, покупатель должен был просить заменить товар или вернуть деньги.

ВС РФ с таким подходом не согласился и отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию. В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель может предъявить любое из пяти требований, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ. Таким образом, гражданин мог просить:
- соразмерно уменьшить покупную цену;
- безвозмездно устранить недостатки товара в разумный срок;
- возместить расходы на устранение недостатков товара;
- вернуть деньги за товар и отказаться от договора купли-продажи;
- заменить товар ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Обратим внимание: если бы гражданин покупал машину для личных нужд, применялась бы ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Документ: Определение ВС РФ от 11.12.2018 N 16-КГ18-49


Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»

Вся Новости