arrow-up arrowright arrowright

Налоговый учет расходов на рекламу

Л. В. Гужелева
эксперт компании "Консультант Плюс"

За последние годы расходы на рекламу стали важной статьей в бюджете многих организаций. До вступления в действие 25 главы Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" расходы на рекламу строго нормировались, и в целях налогообложения прибыли можно было учитывать только расходы в пределах утвержденного норматива. Новый порядок налогового учета рекламных расходов разъясняется в предлагаемой вниманию читателей статье из сборника методических материалов "Налог на прибыль: расчет и уплата в 2002 году", который выпущен компанией "Консультант Плюс".

Основание измененияПрежний порядок
(до 01.01.2002)
Новый порядок
(с 01.01.2002)
Норматив расходов на рекламуОт 1,5% до 7,5% в зависимости от объема выручкиДля обычных рекламных расходов (для продвижения товара, для рекламы деятельности налогоплательщика), поименованных в абз. 2, 3, 4 п.4 ст.264 НК РФ, не установлен. Для рекламных расходов, прямо не указанных в п.4 ст.264 НК РФ, - 1% выручки от реализации
База для расчета норматива расходов на рекламуЗависит от вида деятельности:
  • для организаций торговли - валовая прибыль;
  • для страховых организаций - страховые премии (взносы);
  • для остальных коммерческих организаций - выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Для всех организаций - выручка от реализации

Расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией <1>. Следовательно, при применении метода начисления такие расходы учитываются как косвенные <2>.

Новый порядок

  • Норматив расходов на рекламу

Расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они произведены:

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании <3>.

Расходы на иные виды рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, в частности на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации <3>.

  • База для расчета норматива расходов на рекламу

Базой для расчета норматива расходов на рекламу (1%) является выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права <4>. Обратите внимание! С 2002 г. выручка от реализации для определения норматива рекламных расходов берется без учета НДС и других налогов, предъявляемых налогоплательщиком покупателю, так как при определении доходов от реализации из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю <5>.

Пример расчета ЗАО "Мираж" рекламных расходов при осуществлении разных видов рекламных кампаний

ЗАО "Мираж" осуществляло размещение наружной рекламы собственной продукции на рекламных щитах в период с 25.12.2001 по 10.01.2002. Работы выполняла подрядная организация. По акту выполненных работ подрядчика за декабрь 2001 г. их стоимость составила 10 000,00 руб. (в том числе НДС 1666,67 руб.), за январь 2002 г. - 15 000,00 руб. (в том числе НДС 2500,00 руб.). В отчетном периоде 2001 г. другие расходы организации на рекламу составили 50 000 руб. (в том числе НДС 8333,33 руб.), в I квартале 2002 г. организация приобрела призы для участников рекламной акции на сумму 10 200 руб. (в том числе НДС 1700,00 руб.), других расходов на рекламу не осуществлялось. Выручка от реализации продукции организации за 2001 г. составила 300 000,00 руб., в том числе НДС 50 000,00 руб. (выручки в I квартале 2001 г. не было), за I квартал 2002 г. выручка от реализации (без НДС) составила 1 689 350,00 руб.

В 2001 г. норматив расходов на рекламу составил: 7,5% x 300 000,00 руб. = 22 500,00 руб., фактически произведенные расходы на рекламу (50 000,00 руб. + 10 000,00 руб.) превышают этот норматив. Сумма НДС, которая содержится в расходах на рекламу 2001 г., составляет 10 000,00 руб. (1666,67 руб. + 8333,33 руб.) и принимается к вычету. Величина расходов на рекламу, принимаемая для целей налогообложения прибыли, - 22 500,00 руб. Сумма расходов на рекламу в 2001 г., превышающая норматив (50 000,00 руб. - 22 500,00 руб.), должна быть скорректирована в целях налогообложения.

В I квартале 2002 г. в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, полностью войдут расходы на размещение рекламы на рекламных щитах в размере 12 500,00 руб. (15 000,00 руб. - 2500,00 руб.), расходы на приобретение призов войдут в объеме, не превышающем 1% выручки от реализации, который составляет 16 893,5 руб. (1% х 1 689 350,00 руб.). Так как расходы на приобретение призов меньше этой суммы, то они полностью войдут в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, в сумме 8500,00 руб. (10 200,00 руб. - 1700,00 руб.).

Ссылки на нормативные документы:

<1> п. 1 ст. 264 НК РФ
<2> п. 1 ст. 318, ст. 320 НК РФ
<3> п. 4 ст. 264 НК РФ
<4> п. 2 ст. 249 НК РФ
<5> п. 1 ст. 248 НК РФ


Вся Новости