|
Статья: Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности за 2022 год (Шелег Е.Е.) ("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1) |
Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru Дата сохранения: 14.06.2025 |
"Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЗА 2022 ГОД
Из года в год Минфин направляет аудиторам Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций (коммерческих, кредитных, некредитных финансовых компаний, субъектов страхового дела). Относительно проведения проверки за 2022 год рекомендации представлены в качестве приложения к Письму от 23.12.2022 N 07-04-09/126779 (далее - Рекомендации).
Несмотря на то что в целом Рекомендации предназначаются аудиторам, аудируемым лицам этот документ также полезен. А потому соответствующим разделам послания Минфина уделим особое внимание.
Аудиторские процедуры
Влияние факторов экономического и иного характера
на деятельность и отчетность аудируемых лиц
Геополитическая обстановка, ограничения, введенные в отношении России и ее экономических субъектов, меры, принимаемые в ответ на внешнее санкционное давление, распространение коронавируса - все это, несомненно, повлекло определенные последствия для предприятий (аудируемых лиц).
У проверяющих (аудиторов), в свою очередь, возросли аудиторские риски, более того, к уже существующим присоединились новые. Это будет принято во внимание на всех этапах (планирования, рассмотрения ошибок и недобросовестных действий, анализа состояния внутреннего контроля, выполнения аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействию с представителями собственников) организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год.
Неопределенность в деятельности организации
При выполнении процедур оценки рисков аудитор проанализирует, имеют ли место события или условия, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, и установит, проведена ли руководством организации предварительная оценка способности непрерывной деятельности.
Предварительная оценка | Действие аудитора |
Проведена руководством | Аудитор должен обсудить эту оценку и установить, выявило ли руководство события или условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, и если да, то обсудить с руководством ответные действия |
Не проведена руководством | Аудитор должен обсудить с руководством аудируемого лица основание для планируемого применения принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, и выяснить у руководства, имеют ли место события и условия, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность |
В ходе проверки аудитор должен с повышенным вниманием подходить к аудиторским доказательствам, указывающим на то, что имеют место события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
Аудит бухгалтерской отчетности при преобразовании
организации
В Рекомендациях Минфин заострил внимание на вопросах проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности преобразованной организации. Аудитор будет исходить из того, что отчетным годом для целей составления бухгалтерской отчетности такой организации является период с начала года, в котором осуществлено преобразование, по 31 декабря этого года <1>. В связи с этим аудиторские процедуры проводятся и аудиторское заключение выдается в отношении годовой бухгалтерской отчетности преобразованной организации, то есть отчетности, составленной на основе данных:
- за период с 1 января отчетного года до даты государственной регистрации преобразованной организации. Это означает, что, помимо прочего, такая отчетность отражает факты хозяйственной жизни, имевшие место в период между датой принятия решения о преобразовании организации и датой государственной регистрации этой организации;
- за период с даты госрегистрации по 31 декабря отчетного года.
--------------------------------
<1> Дополнительно можно посмотреть Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год ("Отчетный год для преобразованной организации").
Продолжительность отчетного года для составления годовой бухгалтерской отчетности преобразованной организации, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в такой отчетности, не являются вопросами учетной политики преобразованной организации.
Определение доли государственной собственности
в уставном капитале организации
В соответствии с Законом N 307-ФЗ <2>:
- организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, признаются общественно значимыми организациями для целей этого Закона;
- договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), и имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. В соответствии с Законом N 161-ФЗ <3> имущество ГУП принадлежит на праве собственности Российской Федерации или субъекту РФ. Исходя из Федеральных законов N 7-ФЗ <4> и N 174-ФЗ <5> собственником имущества бюджетных и автономных учреждений, созданных Российской Федерацией или ее субъектом, является соответственно РФ или субъект РФ.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
<4> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
<5> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В связи с этим в целях Закона N 307-ФЗ акции и доли в уставном (складочном) капитале аудируемого лица, закрепленные за государственными унитарными предприятиями, а также бюджетными и автономными учреждениями, подлежат учету при определении доли государственной собственности в уставном (складочном) капитале такого лица. В иных случаях косвенное участие РФ в уставном (складочном) капитале аудируемого лица не учитывается.
АО: освобождение от обязательного аудита
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами. Так, согласно Гражданскому кодексу (в редакции Закона N 99-ФЗ <6>) публичное акционерное общество (АО) обязано ежегодно привлекать аудиторскую организацию, которая должна быть независима в соответствии с Законом N 307-ФЗ. Это же распространяется на непубличное АО в случаях, предусмотренных законом.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 16.04.2022 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Начало действия документа - 01.01.2023.
Согласно Закону N 208-ФЗ <7> (в редакции Закона N 114-ФЗ <8>) общее собрание акционеров при наличии обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности общества назначает независимую аудиторскую организацию.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
<8> Федеральный закон от 16.04.2022 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из Закона N 307-ФЗ (в редакции Закона N 114-ФЗ) бухгалтерская отчетность АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования, подлежит обязательному аудиту.
Таким образом, Федеральными законами N 99-ФЗ и N 114-ФЗ на непубличные АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования, освобождение от обязательного аудита бухгалтерской отчетности не распространяется. Впрочем, как и на случаи, когда бухгалтерская отчетность непубличного АО подлежит обязательному аудиту по основанию, отличному от организационно-правовой формы (например, по виду деятельности, по финансовым критериям). Во всех остальных случаях непубличные АО освобождены от обязательного аудита, но вправе принять решение о его проведении <9>.
--------------------------------
<9> Информационное сообщение от 18.04.2022 ИС-аудит-53.
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности
Применимые федеральные стандарты бухгалтерского учета
При составлении годовой бухгалтерской отчетности необходимо иметь в виду, что в 2022 году вступили в силу:
- ФСБУ 6/2020 "Основные средства", 26/2020 "Капитальные вложения" <10>;
- ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" <11> (применяется с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 29.06.2022 N 101н <12>).
--------------------------------
<10> Утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.
<11> Утвержден Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н.
<12> См. Информационное сообщение N ИС-учет-41.
Применение рекомендаций в области бухгалтерского учета
В соответствии с Законом N 402-ФЗ <13> рекомендации в области бухгалтерского учета, разрабатываемые и принимаемые субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета <14>, применяются экономическими субъектами на добровольной основе вне зависимости от того, кто издал эти рекомендации. При этом нужно исходить из того, что:
- учетная политика формируется организацией самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухучета;
- рекомендации не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета, нормативным актам Банка России, предусмотренным ч. 6 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Названные документы (в отличие от рекомендаций) обязательны к применению (если иное не установлено этими документами);
- применение рекомендаций не должно создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности;
- рекомендации должны обеспечивать правильное применение федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, уменьшение расходов на организацию учета, распространение передового опыта организации и ведения учета, результатов исследований и разработок в этой области.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<14> Субъектами негосударственного регулирования бухучета могут быть саморегулируемые организации, в том числе СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухучета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухучета.
Выбор способа отражения последствий изменения
учетной политики
Согласно ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <15> последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухучете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством.
--------------------------------
<15> Приложение 1 к Приказу Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Так, если законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету допускает несколько способов отражения последствий изменения учетной политики, организация выбирает один из этих способов.
Пример. ФСБУ 6/2020 предусмотрено отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения этого стандарта перспективно, ретроспективно, а также без пересчета связанных с основными средствами сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному, и с единовременной корректировкой балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному).
Выбранный организацией способ раскрывается в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 6/2020 (п. 52 ФСБУ 6/2020, п. 21 ПБУ 1/2008).
При выборе способа отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете необходимо исходить среди прочего из требования Закона N 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Период отражения последствий изменения учетной политики
Согласно ПБУ 1/2008 оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения учета.
Исходя из этого последствия изменения учетной политики в связи с началом применения нового ФСБУ отражаются в бухгалтерском учете в межотчетный период и раскрываются в бухгалтерской отчетности за период, с которого применяется новый стандарт, в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Затраты на ремонт ОС = самостоятельный инвентарный объект
Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами. Такое признание осуществляется вне зависимости от стоимости и срока полезного использования (СПИ) объектов ОС, в отношении которых осуществлены указанные затраты.
Пример 2. Учетной политикой предприятия установлен критерий существенности затрат на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС.
В 2022 году предприятием отремонтировано два объекта ОС со следующими затратами:
- на объект N 1 - 3 500 000 руб. (периодичность проведения ремонтных работ - 1 раз в 5 лет);
- на объект N 2 - 500 000 руб. (периодичность проведения ремонтных работ - 1 раз в 2 года).
Ввиду того что сумма затрат на ремонт объекта N 1 существенна, затраты предприятие учтет в качестве самостоятельного инвентарного объекта и будет списывать их через механизм начисления амортизации в течение предусмотренного межремонтного периода - 60 месяцев.
Затраты на ремонт объекта N 2 имеют несущественный размер, поэтому предприятие учтет их в расходах единовременно.
Содержание понятия "экономические выгоды"
при признании капвложений в учете
В соответствии с п. 5 ФСБУ 26/2020 под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов ОС. К капитальным вложениям относятся, в частности, затраты:
а) на приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;
б) на строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
в) на коренное улучшение земель;
г) на подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство, др.);
д) на организацию строительной площадки;
е) на осуществление авторского надзора;
ж) на улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание);
з) на доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установку;
и) на проведение пусконаладочных работ, испытаний.
В пункте 6 ФСБУ 26/2020 указано, что капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
- понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
- определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
В Рекомендациях Минфин подчеркнул: условие о получении в будущем экономических выгод должно соблюдаться вне зависимости от того, осуществлены ли капитальные вложения при первоначальном приобретении, создании объектов основных средств или при последующем улучшении и (или) восстановлении их.
При оценке соблюдения данного условия целесообразно исходить из того, что будущие экономические выгоды, заключенные в активе, представляют собой потенциал прямого или косвенного увеличения поступлений денежных средств и их эквивалентов в организацию.
Отражение последствий пересмотра элементов амортизации
Согласно ФСБУ 6/2020 элементы амортизации объекта ОС (СПИ, ликвидационная стоимость, способ начисления амортизации) подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта ОС. Эта проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По ее результатам (при необходимости) организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.
Напомним: правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений установлены ПБУ 21/2008 "Изменение оценочных значений" <16>.
--------------------------------
<16> Приложение 2 к Приказу Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Согласно п. 4 названного стандарта изменение оценочного значения (за исключением оценочного значения, непосредственно влияющего на величину капитала организации, - п. 5 ПБУ 21/2008) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
- периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
- периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения (п. 6 ПБУ 21/2008):
- содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
- содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на нее за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки тоже подлежит раскрытию.
Определение ликвидационной стоимости объектов ОС
Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия этого объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект ОС рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания СПИ и находился в состоянии, характерном для конца срока использования.
ФСБУ 6/2020 не содержит ограничений допустимых способов определения ликвидационной стоимости основных средств. Однако избранный организацией способ должен обеспечивать исполнение требований к формированию в бухгалтерском учете информации, установленных Законом N 402-ФЗ и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, в частности ПБУ 1/2008 и ФСБУ 6/2020.
Признаки обесценения активов, полученных для исполнения
госфункций и решения стратегических задач
Согласно ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 организация проверяет основные средства и капитальные вложения на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" <17>.
--------------------------------
<17> Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
При проверке активов, полученных от государства для исполнения государственных функций и решения стратегических задач, на наличие признаков обесценения для целей формирования бухгалтерской отчетности необходимо обратить внимание на Информацию Минфина России N ОП 3-2013 "Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации" <18>.
--------------------------------
<18> Изданы Межведомственной рабочей группой по применению МСФО, созданной при Минфине, и размещены на сайте ведомства в разделе "Бухгалтерский учет и отчетность / Международные стандарты финансовой отчетности / Информационные материалы / Обобщение практики применения МСФО".
Согласно этому документу определяющим признаком обесценения активов, которые получены подконтрольной государству организацией от него в качестве имущественного взноса или в отношении которых подконтрольная государству организация осуществляет права собственника имущества для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач, возложенных на организацию государством, является отклонение фактических финансовых и нефинансовых показателей использования активов от запланированных показателей. При этом в отношении таких активов возможны запланированные операционные убытки и чистый отток денежных средств, которые могут полностью или частично компенсироваться государством (контролирующей стороной). Соответственно, прибыль (уровень рентабельности) может не являться определяющим показателем экономической эффективности в отношении таких активов. В связи с этим, с учетом цели использования таких активов, запланированные операционные убытки и чистое выбытие денежных средств могут не свидетельствовать об обесценении данных активов в отчетном периоде и не рассматриваться в качестве признаков обесценения.
К сведению. Дополнительно по этому вопросу можно посмотреть Рекомендацию Р-144/2022-КпР "Обесценение стратегических активов" (Комитет по рекомендациям, 13.10.2022).
Определение способа и цели использования предмета аренды
арендатором
Объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении условий, определенных в п. 5 ФСБУ 25/2018, в частности:
1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
2) предмет аренды идентифицируется (определен в договоре аренды, которым не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
На последнем из названных условий сделан акцент в Рекомендациях. Минфин подчеркнул: исходя из ПБУ 1/2008 при оценке соблюдения указанного условия целесообразно использовать соответствующие положения МСФО (IFRS) 16 "Аренда" <19>. В частности, следует принимать во внимание, что арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды, если в рамках своего права пользования, определенного в договоре, он может изменять то, как и для какой цели используется предмет аренды в течение срока использования. Примерами прав принятия решений, которые в зависимости от обстоятельств предусматривают изменение того, как и для какой цели используется актив, в рамках установленного объема прав арендатора на использование, являются права на изменение:
- вида продукции, производимой предметом аренды;
- момента производства продукции, места производства продукции;
- решения о выпуске продукции и о ее количестве.
--------------------------------
<19> Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.06.2016 N 111н.
Учет НДС в составе арендных платежей
Состав платежей, включаемых в арендную плату, и лизинговых платежей определен соответственно ст. 614 ГК РФ и ст. 28 Закона N 164-ФЗ <20>. Включение в состав арендных платежей НДС и иных налогов данными актами не предусмотрено.
--------------------------------
<20> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Вместе с тем при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых прав обязан предъявить к уплате их покупателю соответствующую сумму НДС (ст. 168 НК РФ).
Таким образом, и для арендатора, и для арендодателя сумма НДС (возмещаемого и невозмещаемого) представляет собой обязательство по уплате налогов, возникающее вследствие исполнения требований законодательства о налогах и сборах. Исходя из этого согласно Приказу Минфина России от 29.06.2022 N 101н, внесшему изменения в ФСБУ 25/2018, в целях применения названного стандарта в арендные платежи не включаются суммы возмещаемого и невозмещаемого НДС, уплачиваемые как арендатором, так и арендодателем.
Приказ Минфина России N 101н не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете. В связи с этим исходя из ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики в отношении невключения НДС в состав арендных платежей подлежат отражению в бухучете и отчетности ретроспективно.
Отражение арендатором арендных платежей
в отчете о движении денежных средств
Для целей составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций) согласно ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" <21> различают денежные потоки:
- от текущих операций;
- инвестиционных операций;
- финансовых операций.
--------------------------------
<21> Утвержден Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н.
Исходя из ПБУ 1/2008 при определении, к какому виду денежных потоков относятся арендные платежи, арендатору целесообразно использовать положения МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" <22> (согласно этому стандарту денежные выплаты, осуществленные арендатором в счет уменьшения непогашенной суммы обязательств по аренде, являются примером денежных потоков от финансовой деятельности) и (IFRS) 16 "Аренда".
--------------------------------
<22> Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
Раскрытие информации о неопределенности
в деятельности организации
В соответствии с Законом N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Исходя из этого и ПБУ 1/2008 значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, имеющая место при подготовке бухгалтерской отчетности, подлежит раскрытию в ней. Примеры событий и условий см. в таблице ниже.
Возникновение существенных сомнений в применимости допущения непрерывности деятельности <*> | Примеры |
События или условия финансового характера |
Стоимость чистых активов является отрицательной величиной или меньше величины уставного капитала. Наличие кредитов или займов с истекающим сроком погашения при отсутствии каких-либо реалистичных перспектив их погашения или реструктуризации. Чрезмерное использование краткосрочных кредитов или займов для финансирования внеоборотных активов. Несоблюдение условий кредитных договоров. Наличие отрицательных денежных потоков от текущих операций, отраженных в бухгалтерской отчетности за прошлые периоды или в прогнозах. Наличие значительных убытков от обычной деятельности или значительное снижение стоимости активов, используемых для формирования денежных потоков. Наличие просроченной задолженности по выплате дивидендов или прекращение этих выплат. Отсутствие возможности для погашения кредиторской задолженности в установленные сроки. Перевод расчетов с поставщиками (подрядчиками) с последующей оплаты на предварительную оплату. Невозможность получить финансирование для разработки важных новых продуктов или для других значимых инвестиционных проектов |
События или условия, связанные с организацией деятельности |
Намерение руководства ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность. Потеря ключевого управленческого персонала при отсутствии возможности соответствующей замены. Потеря какого-либо основного рынка сбыта, одного или нескольких ключевых клиентов, лицензии, одного или нескольких главных поставщиков (подрядчиков). Трудности в обеспечении организации кадровыми ресурсами. Нехватка важного сырья и материалов |
Прочие события и условия |
Невыполнение законодательных требований к капиталу и иных законодательных или нормативных требований, например к показателям платежеспособности и ликвидности финансовых институтов. Наличие незавершенных судебных разбирательств, в которых ответчиком выступает организация и в результате которых в случае неблагоприятного для организации исхода ей могут быть предъявлены требования, которые она с большой вероятностью будет не в состоянии удовлетворить. Изменения в законодательных и иных нормативных правовых актах или государственной политике, которые согласно ожиданиям будут иметь негативные последствия для организации. Отсутствие страхования или недостаточное страховое покрытие при наступлении страхового случая |
--------------------------------
<*> События или условия, которые рассматриваются в отдельности или в совокупности.
Приведенные примеры событий и условий не являются исчерпывающими, а наличие одного или нескольких из них не всегда означает, что имеет место значительная неопределенность. Последствия некоторых событий или условий во многих случаях могут быть нивелированы за счет действия других факторов. Например, последствия неосуществления организацией плановых выплат в счет погашения ее долговых обязательств могут быть нивелированы планами руководства относительно поддержания достаточного уровня денежных средств с помощью альтернативных способов (за счет продажи активов, реструктуризации долга, привлечения дополнительных источников финансирования, др.). Последствия потери какого-либо основного поставщика (подрядчика) могут быть смягчены наличием альтернативного источника поставок.
Организация должна указать на такую неопределенность в своей бухгалтерской отчетности и однозначно описать, с чем она связана.
Е.Е. Шелег
Эксперт журнала
"Бухгалтер Крыма:
учет в унитарных предприятиях"
Подписано в печать
14.02.2023