Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Предмет. Социальная политика в области пенсионного обеспечения направлена прежде всего на борьбу с бедностью. В условиях внутренних и внешних угроз государство планомерно продолжает проводить реформу пенсионной системы, которая затрагивает интересы не только пенсионеров, но и многочисленной части экономически активного населения России, а также предусматривает крайне непопулярные меры. Реформирование пенсионной системы предусматривает не только совершенствование законодательной базы, но прежде всего достижение реальных показателей, повышающих уровень жизни российских пенсионеров.

Цели. Изучение значимых этапов генезиса Пенсионного фонда как центрального звена пенсионной системы России, а также динамики среднего размера пенсий за последние пять лет. Выявление проблем правового характера в российском пенсионном законодательстве.

Методология. В процессе исследования были применены следующие научные методы: историзм, анализ, дедукция, систематизация.

Результаты. Рассмотрена новейшая история Пенсионного фонда России с выделением этапов вплоть до образования в 2023 г. Социального фонда России. Проанализирована динамика средней пенсии, динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума за ряд последних лет и выявлен тренд. А также обозначены проблемные вопросы в российском праве социального обеспечения.

Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в образовательной среде высшей школы, а также для продолжения научных изысканий в рамках тематики социального обеспечения граждан в области экономики и права.

Выводы. Базисом любой пенсионной системы, регулируемой национальным правом, являются сложные экономические расчеты. Так, официальная статистика Социального фонда России фиксирует положительную тенденцию увеличения среднего размера номинальных социальных пенсий. Но проблема отставания роста реальных пенсий от номинальных остается крайне актуальной в условиях беспрецедентных внешних угроз и дефицита федерального бюджета России. Вместе с тем законодатель не разрешил проблему закрепления дефиниций важнейших понятий в сфере пенсионных правоотношений.

История развития Пенсионного фонда Российской Федерации берет свое начало с 22 декабря 1990 г. - с момента формирования государством первой автономной внебюджетной системы, аккумулирующей источники пенсионных капиталов и обеспечивающей процесс финансирования социальных выплат [1]. Начало функционирования Пенсионного фонда как социально значимого института прямо связано с утверждением Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 (утратил силу с 1 января 2002 г.) <1>. Так было положено начало формирования современной пенсионной системы, качественно отличающейся от действующей в СССР, где Пенсионный фонд вовсе отсутствовал вплоть "до 15 мая 1990 г." <2>. Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации [2]. В 1990 г. Федеральным законом N 340-1 была регламентирована отмена всех ранее действовавших отраслевых, персональных, региональных и прочих льгот и надбавок к пенсиям. Отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента [3]. Таким образом, в России начался первый этап пенсионной реформы, который продолжался до 1994 г.: в период с 1991 до 1994 г.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru.

<2> Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru.

Вместо системы надбавок и льгот была сформирована единая пенсионная система, которая предполагала соблюдение дифференцированного порядка условий и норм пенсионного обеспечения. Критерием дифференциации при этом признавался труд и результаты труда, то есть государством было установлено два вида пенсий - трудовые и социальные [4]. Трудовая пенсия выплачивалась застрахованным гражданам на ежемесячной основе по причине нетрудоспособности с учетом получения необходимого рабочего стажа. Социальная пенсия выплачивалась на ежемесячной основе нетрудоспособным гражданам и не зависела от трудового стажа (например, пенсия по инвалидности, старости, потере кормильца). Особенностью новой пенсионной системы являлось то, что право на получение пенсии, помимо граждан РФ, имели все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в том числе - жители республик бывшего СССР, а также лица без гражданства и лица, которые временно проживали на территории РФ. В 1991 г. началось формирование территориальных органов Пенсионного фонда для повышения эффективности деятельности фонда, а основным источником финансирования деятельности фонда на данном этапе выступали заемные средства, предоставленные коммерческими банками.

В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.

Следующий этап пенсионной реформы приходился на 1995 г., а его сущность заключается в утверждении Правительством РФ скорректированного варианта Концепции пенсионной реформы, так, если ранее действовало только два вида пенсий - трудовая и социальная, то теперь пенсия стала включать в себя такие компоненты, как базовый, страховой и накопительный.

В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (последняя редакция). Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru.

Новый этап пенсионной реформы начался в 2013 г., сущность которого заключалась в реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы (формирование трехуровневой модели пенсионной системы, включающей в себя обязательное пенсионное страхование, корпоративные пенсионные системы, а также добровольное пенсионное страхование). Отметим, что в период с 2013 по 2015 г. были введены новые правила расчета размера пенсий граждан: при расчете начали учитываться следующие аспекты: размер заработной платы гражданина, его трудовой стаж, а также возраст выхода на пенсию. Накопительная часть пенсии была переведена на добровольную основу: гражданин мог либо выбрать НПФ для формирования данной части пенсии, либо перевести все накопления в страховую часть. Кроме того, в 2013 г. государством было объявлено о заморозке перечислений средств как на накопительную, так и на страховую часть пенсии, которая была впоследствии продлена до 2016 г. <4>

--------------------------------

<4> История Социального фонда России. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/about/history/#:~:text=История%20ПФР,и%20формирования%20источников%20пенсионных%2....

С 2015 г. также было объявлено о балльной системе расчета размера пенсий. Сущность данной системы заключалась в том, что чем больше гражданин накопит баллов, тем больше будет размер его пенсии. Количество баллов при этом зависит как от размера заработной платы, так и от стажа работника: для того, чтобы уйти на пенсию при выработанном страховом стаже, будущему пенсионеру необходимо иметь определенное количество накопленных баллов (например, в 2022 г. количество необходимых баллов составляло 23,4 балла, а в 2023 г. - 25,8 балла). При этом каждый пенсионный балл имеет определенную стоимость (в 2022 г. стоимость одного пенсионного балла составляла 98,86 руб.), которая с каждым годом индексируется в зависимости от уровня инфляции в целом по стране. Отметим, что помимо баллов, начисляемых за размер заработной платы, работнику могут быть начислены дополнительные пенсионные баллы, что также предусмотрено законодательством (например, за нахождение в отпуске по уходу за ребенком работнику начисляется 1,8 пенсионных балла, а за вторым ребенком - 3,6 балла).

Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.

Нельзя не отметить, что в 2019 г. произошли наиболее масштабные изменения, характеризующиеся планомерным повышением возраста выхода на пенсию, что до сих пор вызывает критику и отрицательную реакцию у широкой общественности. Люди, родившиеся в период 90-х годов и после, еще не находятся ни в пенсионном, ни в предпенсионном возрасте, а значит, увеличение пенсионного возраста отражается прежде всего на текущих предпенсионерах, на которых апробируется реформа 2019 - 2024 гг.

Следует выделить реформу администрирования: с 1 января 2023 г. произошло объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России в новый фонд, который получил название Социальный фонд России (СФР). Основные функции СФР можно наиболее наглядно представить на рис. 1.

Основные функции СФР

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤ведение персонального учета застрахованных лиц в системах ├────┐

│ │пенсионного и социального страхования │ │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤назначение и контроль выплат разных видов пенсий, социальных ├────┐

│ │пособий, компенсаций │ │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤организация реабилитации граждан: социальной, медицинской, ├────┐

│ │профессиональной │ │

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤социальная защита отдельных категорий граждан ├────┐

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤инвестирование пенсионных накоплений ├────┐

│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 1

Источник: История Социального фонда России. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/about/history/#:~:text=История%20ПФР,и%20формирования%20источников%20пенсионных%2....

Таким образом, формирование СФР имело целью упрощение получения гражданами мер социальной поддержки: всю информацию теперь каждый гражданин может получить в режиме "единого окна", все установленные ранее даты выплаты пенсий сохраняются, а оформление федеральных выплат существенно ускорилось, так как необходимость осуществления межведомственных запросов была нивелирована. Кроме того, с 2023 г. был введен единый тариф для страховых взносов на обязательные виды страхования граждан, что облегчило процедуру уплаты субъектами хозяйствования страховых взносов, а также сдачи отчетности (работодатели теперь должны представлять отчет по форме ЕФС-1: единая форма сведений, заменившая сразу четыре формы отчетности) [6]. Форму ЕФС-1 сдают в отделение СФР все компании и ИП, которые производят выплаты в пользу физических лиц по трудовым и определенным гражданско-правовым договорам.

Как видим, можно выделить этапы генезиса внебюджетного Пенсионного фонда России вплоть до преобразования его в Социальный фонд России (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы развития Пенсионного фонда России

N этапа Основное содержание Период
I Создание Пенсионного фонда РФ. Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий 1991 - 1994 гг.
II Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета 1995 - 2000 гг.
III Реформа пенсионной системы России. Внедрение многоуровневой системы пенсионного капитала 2001 - 2002 гг.
IV Создание клиентских служб 2004 г.
V Новые функции. Социальные выплаты 2005 г.
VI Материнский капитал. Софинансирование пенсионных накоплений граждан 2007 - 2008 гг.
VII Дальнейшее совершенствование пенсионной системы РФ 2009 - 2010 гг.
VIII Реализация Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Формирование трехуровневой модели пенсионной системы 2013 - 2015 гг.
IX Введение балльной системы расчета размера пенсий 2015 г.
X Планомерное увеличение пенсионного возраста для женщин и для мужчин 2019 - 2024 гг.
XI Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Создание Социального фонда РФ 2023 г.

Источник: авторская разработка на основе Истории Пенсионного фонда России. URL: https://sfr.gov.ru/about/history/#:~:text=История%20ПФР,и%20формирования%20источников%20пенсионных%2....

В сложных современных реалиях государство не прекращает реализовывать масштабные социальные проекты, и, более того, в 2023 г. новые субъекты Российской Федерации вовлекаются в национальные проекты и программы, направленные на повышение уровня жизни населения [7]. Размер пенсии российских граждан ежегодно индексируется. Динамика среднего размера пенсии граждан РФ, назначенной по старости, представлена на рис. 2.

Динамика среднего размера пенсий в РФ, руб.

20 000 ────────────────────────────────────────────────────────18 084,8────

┌──────┐

15 878,4 16 790 │ │

14 986,3 ┌──────┐ ┌──────┐ │ │

15 000 ────┬──────┬─────────┤ ├──────────┤ ├─────────┤ ├────

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

10 000 ────┤ ├─────────┤ ├──────────┤ ├─────────┤ ├────

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

5 000 ────┤ ├─────────┤ ├──────────┤ ├─────────┤ ├────

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

0 ────┴──────┴─────────┴──────┴──────────┴──────┴─────────┴──────┴────

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Рисунок 2

Источник: Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

Диаграмма, представленная на рис. 2, позволяет видеть, что средний размер пенсии на протяжении последних четырех лет стабильно увеличивается: по итогам 2020 г. средняя пенсия увеличилась на 892,1 руб., по итогам 2021 г. - на 911,6 руб., а наиболее существенный прирост наблюдается по итогам 2022 г., когда средний размер пенсии увеличился на 1 294,8 руб. Последнее увеличение связано с тем, что в 2022 г. пенсию индексировали несколько раз, а также был проиндексирован размер единовременных выплат, что повлияло на общий размер пенсии граждан РФ. В 2023 г. пенсии также индексировали несколько раз (см. рис. 3).

Динамика среднего размера пенсий в РФ в 2023 г., руб.

19 500 ───────────────────────────────────────────────────────19 476───────

┌─────────┐

19 450 ───────────────────────────────19 435───────────────┤ ├─────

┌─────────┐ │ │

19 400 ────────────────────────────┤ ├─────────────┤ ├─────

│ │ │ │

19 350 ───────19 322───────────────┤ ├─────────────┤ ├─────

┌─────────┐ │ │ │ │

19 300 ────┤ ├─────────────┤ ├─────────────┤ ├─────

│ │ │ │ │ │

19 250 ────┤ ├─────────────┤ ├─────────────┤ ├─────

│ │ │ │ │ │

19 200 ────┴─────────┴─────────────┴─────────┴─────────────┴─────────┴─────

1 января 2023 года 1 апреля 2023 года 1 июля 2023 года

Рисунок 3

Источник: Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

Как видно из рис. 3, в 2023 г. средний размер пенсии граждан увеличился до 19 476 руб. Причиной роста пенсий является индексация в связи с инфляционными процессами в стране. Необходимо отметить, что вместе с увеличением размера пенсии по старости увеличился и размер социальной пенсии, на которую имеют право различные категории граждан, что регламентировано законодательством РФ (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика размера социальной пенсии в РФ

Получатели социальной пенсии Размер, руб.
до 1 апреля 2023 г. с 1 апреля 2023 г.
По старости 6 924, 81 7 153,33
1-я группа инвалидности 13 849,69 14 306,73
2-я группа инвалидности 6 924,81 7 153,33
3-я группа инвалидности 5 886,14 6 080,38
Инвалидность с детства и дети с инвалидностью 1-й группы 16 619,39 17 167,83
Инвалидность с детства и дети с инвалидностью 2-й группы 13 849,69 14 306,73
По потере кормильца 6 924,81 7 153,33
По потере обоих кормильцев или одинокой матери, оба родителя неизвестны 13 849,69 14 306,73
Малочисленным народам Севера 6 924,81 7 153,33

Источник: основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

Как видно из табл. 1, социальная пенсия граждан РФ также увеличилась, при этом наибольший размер социальной пенсии у граждан, имеющих первую подтвержденную группу инвалидности, в том числе с детства, а также при потере обоих кормильцев. Пенсия по старости также увеличилась с 6 924,81 руб. до 7 153,33 руб. В июле 2023 г. минимальная социальная пенсия по старости была проиндексирована на 10%. На рис. 4 представлена динамика размера пенсии работающих пенсионеров (многие граждане с выходом на пенсию продолжают осуществлять трудовую деятельность). Но размер средней пенсии работающих пенсионеров меньше, чем средний размер пенсии, назначенной по старости, при условии "неработы". Это связано с тем, что граждане дополнительно к пенсии получают заработную плату. Тем не менее размер пенсии работающих пенсионеров с июля 2023 г. также был существенно увеличен по сравнению с началом года.

Динамика среднего размера пенсий, назначенных

работающим пенсионерам в РФ в 2023 г., руб.

16 800 ───────────────────────────────────────────────────────16 737───────

┌─────────┐

16 600 ────────────────────────────────────────────────────┤ ├─────

16 418 │ │

16 400 ───────────────────────────┬─────────┬──────────────┤ ├─────

│ │ │ │

16 200 ───────────────────────────┤ ├──────────────┤ ├─────

│ │ │ │

16 000 ──────15 948───────────────┤ ├──────────────┤ ├─────

┌─────────┐ │ │ │ │

15 800 ───┤ ├─────────────┤ ├──────────────┤ ├─────

│ │ │ │ │ │

15 600 ───┤ ├─────────────┤ ├──────────────┤ ├─────

│ │ │ │ │ │

15 400 ───┴─────────┴─────────────┴─────────┴──────────────┴─────────┴─────

1 января 2023 года 1 апреля 2023 года 1 июля 2023 года

Рисунок 4

Источник: Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

Необходимо отметить, что индексация пенсий оказывает положительное влияние на динамику доли населения, находящегося за границами бедности (граждане с доходами ниже прожиточного минимума) (см. рис. 5).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

Рисунок 5

Источник: Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

В свою очередь, немаловажным показателем эффективности пенсионной системы являются темпы роста номинальной и реальной пенсии в сравнении с индексом потребительских цен (см. рис. 6).

Темпы роста номинальной и реальной пенсий

в сравнении с индексом потребительских цен

Рисунок 6

Источник: Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/~8532.

Официальная информация СФР, представленная на рис. 6, свидетельствует о том, что в период 2018 - 2022 гг. темпы роста номинальной пенсии были существенно выше темпов роста реальной пенсии. Вместе с этим индекс роста потребительских цен превышал темы роста реальной пенсии: пенсионеры вынуждены тратить все больше денег на покупку необходимых товаров и услуг в условиях растущей инфляции. Следовательно, чтобы переломить сложившуюся тенденцию отставания реальной пенсии от номинальной и индекса роста цен, необходимо резко повысить номинальные пенсии в дальнейшем, что было и остается архисложной задачей для СФР.

В заключение обозначим отдельные нерешенные проблемы в пенсионном законодательстве России. Прежде всего, мы разделяем мнение о том, что в настоящее время отмечается тенденция беспрецедентной "декодификации" законодательства в области социального обеспечения [8], в том числе пенсионного, развитие законодательства пошло по пути умножения числа федеральных законов, регулирующих пенсионные отношения [9], и других нормативно-правовых актов. Кроме того, в целом в развитии современной законодательной базы не наблюдается системности.

Еще одной проблемой является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению таких ключевых понятий, как "стаж" и "пенсия". На проблему неоднозначности понятия "стаж" в пенсионном законодательстве неоднократно указывали российские исследователи [9 - 11].

Отсутствует единый подход к классификации пенсий. Доктрина традиционно выделяет пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии. Современный российский законодатель предпочитает классифицировать пенсии по источнику их финансирования [9].

Таким образом, в условиях новых вызовов и угроз в целях борьбы с бедностью в России приоритетной задачей является поиск реальных источников для увеличения размеров социальных пенсий и проведения их регулярных индексаций, а в праве социального обеспечения граждан остается ряд значимых нерешенных вопросов.

Список литературы

1. Ехновецкая Д.А. Правовой режим Пенсионного фонда Российской Федерации // Мировая наука. 2022. N 6(663). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-pensionnogo-fonda-rossiyskoy-federatsii/viewer.

2. Гирич Е.А., Цечоев В.К. Пенсионный фонд России: история создания, роль в системе Пенсионного страхования // Образование и право. 2019. N 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionn&#39;yy-fond-rossii-istoriya-sozdaniya-rol-v-sisteme-p....

3. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-v-sssr.

4. Харитонова Ю.Н., Макарова Г.Ю., Дремова Е.С. Деятельность Пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения // Педагогический журнал. 2017. N 7. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2017-2/2-kharitonova-makarova-dremova.pdf.

5. Сазанова Н.В. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Вестник Евразийской науки. 2022. Том 14. N 1. URL: https://esj.today/PDF/33ECVN122.pdf.

6. Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. N 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevye-orientiry-i-sovremennye-tendentsii-razvitiya-pensionnogo-....

7. Жильцова Ю.В., Корьева А.А. Социальные расходы как приоритетное направление бюджетных отношений России и управления трудовыми ресурсами компаний // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. N 5. URL: https://www.consultant.ru.

8. Кобзева С.И. К гармоничному развитию и систематизации источников права социального обеспечения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. N 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-garmonichnomu-razvitiyu-i-sistematizatsii-istochnikov-prava-sots....

9. Александрова А.В. Российское пенсионное законодательство: некоторые проблемы теории и практики // Электронный научный журнал "Наука. Общество. Государство". 2022. Т. 10. N 3. URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/aleksandrova_av_2022_3_03.pdf.

10. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 7 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-stazha-v-svete-noveyshih-izmeneniy-v-zakonodatelstve-o-so....

11. Галаганов В.П. Стаж в праве социального обеспечения: старые проблемы и новеллы в отраслевом законодательстве // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. N 1. URL: http://opac.skunb.ru/index.php?url=/notices/index/IdNotice:1022698/Source:defaul.

Ю.В. Жильцова

Кандидат экономических наук,

доцент,

доцент кафедры судебной экспертизы

Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского (ННГУ)

Нижний Новгород, Российская Федерация

В.В. Нефедова

Студентка

юридического факультета

Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского (ННГУ)

Нижний Новгород, Российская Федерация

Подписано в печать

24.10.2024


Свяжитесь с нами