Неналоговые платежи в Российской Федерации



Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)
Документ предоставлен Консультант Плюс

www.consultant.ru


Дата сохранения: 19.06.2025
 

"Финансы", 2025, N 2

О НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Повышение эффективности использования финансово-правовых инструментов для обеспечения устойчивого экономического роста в России является одной из наиболее актуальных задач в настоящее время. Механизм неналоговых платежей представляет собой один из таких инструментов. Исследование данного механизма, ориентированное на получение научных результатов, которые могут быть использованы в законопроектной деятельности, является важным направлением научной работы отечественных исследователей.

Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении системы неналоговых платежей в аспекте анализа финансовой и правовой природы данных платежей, их классификации и выработки предложений по совершенствованию отечественного финансового законодательства.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [1] в России установлено 14 налогов и 3 сбора, в том числе государственная пошлина, являющаяся по своему содержанию сбором. Кроме того, налогоплательщики могут использовать 6 специальных налоговых режимов (из них 5 - при осуществлении предпринимательской деятельности, включая упрощенную систему налогообложения, патентную систему, единый сельскохозяйственный налог и другие, и 1 - физические лица в виде уплаты налога на профессиональный доход). В этих специальных режимах налогообложения действуют свои (специальные) налоги.

Однако, кроме этих, установленных и урегулированных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов, в нашей стране существует огромное множество иных сборов, платежей, плат, установленных федеральными законами и подзаконными актами, а также сборы и платежи, установленные нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований. К неналоговым платежам федерального уровня, в частности, относятся: плата за негативное воздействие на окружающую среду; утилизационный сбор; экологический сбор; сбор за клеймение туш; сборы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; платежи за снос зеленых насаждений; плата за предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц; плата за проведение специальной оценки условий труда; плата за строительный контроль и проч.

Количество таких платежей огромно. Счетной палатой Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации составлены перечни таких платежей. Однако даже и они не являются полными. Количество такого рода платежей исчисляется сотнями и постоянно увеличивается путем принятия нормативных правовых актов, преимущественно подзаконных. В апреле 2021 г. в ходе заседания круглого стола на тему "О неналоговых платежах предпринимателей" отмечалось, что дополнительная фискальная нагрузка на предпринимателей посредством взимания неналоговых платежей оценивается в 1% валового внутреннего продукта [2].

Эти платежи сегодня принято называть неналоговыми, но это понятие не является правовым, а используется в научных публикациях и документах органов государственной власти при рассмотрении нагрузки на отечественный бизнес таких платежей.

Важно отметить, что в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, которые не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации. В этом плане неналоговые платежи, то есть платежи, устанавливаемые иными нормативными правовыми актами, противоречат основным началам законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации. Здесь возникает коллизия, требующая соответствующего разрешения.

В 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении N 2-П выделил категорию неналоговых фискальных платежей, к которым отнес фискальные сборы, не подпадающие под установленное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов. Счетной палатой Российской Федерации в 2019 г. было выполнено экспертно-аналитическое исследование по проблемам установления и классификации неналоговых платежей.

Инвентаризация и модернизация системы неналоговых платежей предусматриваются рядом программных документов. В частности, такие меры были намечены в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [3].

Неналоговые платежи очень часто по своей природе соответствуют сборам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [1, гл. 2]. В отличие от налогов, сборы предполагают, что их уплата связана с предоставлением плательщику юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. В этом плане сбор представляет собой форму покрытия расходов публичной власти за предоставление определенных услуг. Таким образом, сбор, в отличие от налога, носит целевой характер в покрытии затрат. Неналоговые платежи обычно выполняют то же предназначение, что налоги и сборы. Они являются механизмом покрытия затрат, которые в силу экономической целесообразности или правовых установлений не включаются в частные затраты (издержки).

В современной институциональной теории принято исходить из того, что предпринимательская деятельность может приводить к возникновению внешних эффектов (экстерналий), которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Внешние эффекты - это влияние на выгоды (доходы) или потери (издержки) третьих лиц, которые участвуют в контрактных отношениях. Например, загрязнение заводом окружающей среды является примером отрицательных экстерналий. В том случае, если завод не использует очистные сооружения, экономя на них, за это расплачиваются другие члены общества (падает цена недвижимости, расположенной около завода, увеличиваются затраты на лекарства у жителей и проч.). Примером положительных экстерналий может быть, например, строительство станции метро вблизи жилищного комплекса. Это приводит к росту рыночной стоимости квартир в таком жилищном комплексе. Компания понесла затраты на строительство станции метро, а полный положительный эффект от этого получит не только она, но и иные лица.

Проблема экстерналий снижает общую экономическую эффективность и требует и интернализации <1> хозяйственной жизни, то есть перевода экстерналий в интерналии (интернализация экстерналий).

--------------------------------

<1> Интерналии - процесс, обратный экстерналиям. Интерналии - внутренние эффекты, возникающие у одного экономического субъекта (фирмы, домашнего хозяйства, публичной власти).

Предполагается, что неналоговые платежи призваны интернализировать экстерналии и тем самым устранить (пусть отчасти) экономическую неэффективность. Это требует, чтобы экономические субъекты посредством создания специальных финансовых механизмов покрывали отрицательные экстерналии, которые они порождают. В ряде случаев такой механизм позволяет получить определенным лицам возмещение от отрицательных экстерналий. Примером тому является сбор от стоимости дисков и техники, способной воспроизводить мультимедийные файлы, который призван обеспечить авторам вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях [4, ст. 1245]. Такой сбор приводит к росту издержек на диски и технику от 1 до 3% и полностью ложится на потребителей, для которых он не является обременительным. Одновременно он способствует защите интересов авторов и гарантии получения ими вознаграждения за результаты своего творчества, в том числе покрытие ими своих затрат, включая потраченное время и умственные усилия.

Существует большая группа платежей, имеющих утвержденную методику определения стоимости и представляющих собой по своей природе плату за оказание государственных услуг, получение которых вытекает из существа деятельности экономического субъекта и контролируется со стороны публичной власти. К таким платежам, например, относятся плата за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плата за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, плата за оказание услуги по профилактическому фитосанитарному обеззараживанию складских помещений в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдаче документа, подтверждающего обеззараживание, и многие другие. Такие платежи возникают из необходимости покрытия затрат, которые появляются при оказании соответствующих видов обязательных услуг, предоставляемых государственными организациями (учреждениями, унитарными предприятиями). Посредством предоставления таких обязательных услуг органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают безопасность для общества товаров, работ, услуг, производимых и оказываемых хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем следует обратить внимание на избыточный контроль со стороны публичной власти за деятельностью хозяйствующих субъектов, вынужденных пользоваться большим перечнем обязательных услуг. Необходимо установить минимальный перечень таких обязательных услуг, сократив существующее их количество. Такие обязательные услуги не только снизят неналоговую нагрузку на бизнес, но и сократят административные барьеры при ее осуществлении.

Многообразие неналоговых платежей в Российской Федерации приводит к необходимости их систематизации, что позволит упорядоченно подойти к их рассмотрению и будущему комплексному регулированию. Этот процесс не оставлен без внимания как ученых [5, 6], так и Счетной палаты Российской Федерации, в отчете которой также предложены определенные подходы к систематизации данной разрозненной сферы общественных отношений <2>.

--------------------------------

<2> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 02.08.2019 N 43К (1339). Пункт 4 [документ не опубликован].

Классификация по экономической природе

Платежи, имеющие признаки налога. Такие платежи не связаны с предоставлением услуг плательщикам данных платежей. К ним, например, относятся обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания. Эти обязательные отчисления имеют элементы налога, а именно базой расчета являются доходы, полученные в течение квартала от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования; ставка обязательных отчислений установлена в размере 1,2% от величины доходов, а размер обязательных отчислений плательщик рассчитывает самостоятельно как соответствующая ставке процентная доля доходов и уплачивает в валюте Российской Федерации.

Платежи, имеющие признаки сбора. Эти платежи непосредственно связаны с предоставлением услуг плательщикам таких платежей. В данную категорию попадает подавляющее число неналоговых платежей. В частности, к ним следует отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами), утилизационный сбор, плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, экологический сбор и др.

Платежи, имеющие признаки государственной пошлины. Сущность государственной пошлины состоит в том, что она представляет собой сбор с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Ее характерным признаком является разовый характер. Признакам государственной пошлины, в частности, отвечают следующие неналоговые платежи: сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации; сбор за участие в конкурсе (аукционе); плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на воздушное судно; плата за выдачу договоров и документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и др.

Классификация по характеру

Платежи за предоставление сведений из государственных регистров (реестров) или включение в них данных. Эти платежи представляют собой способ покрытия затрат на осуществление действий за предоставление сведений из государственных регистров (реестров) или включение в них данных. К ним следует отнести плату за предоставление сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), плату за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, плату за предоставление сведений из государственного лесного реестра и др.

Платежи за услуги, которые могут быть получены на конкурентном рынке. К ним следует отнести платные ветеринарные услуги, в том числе за проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, и другие, платежи за осуществление работ по подготовке документов, представляемых в экспертную комиссию для проведения экспертизы на право получения лицензии по лицензируемым видам деятельности, возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с нее лекарственных средств и медицинских изделий), и др.

Платежи за услуги государственных организаций - монополистов. К ним относятся портовые сборы, сбор за проход судов по внутренним водным путям - на участках внутренних водных путей, платежи за ледокольную проводку судов, ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути, платежи за водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, платежи за захоронение радиоактивных отходов.

Платежи компенсационного характера, уплачиваемые в целях возмещения причиненного хозяйственной деятельностью вреда. К ним относятся платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда водным объектам, а также вреда, причиненного водным биоресурсам, среде их обитания, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда лесам и находящимся в них природным ресурсам, платежи за снос земельных насаждений, платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, и др.

Платежи за обязательные экспертизы, аудит, испытания, которые осуществляют исключительно государственные органы и их организации. К ним следует отнести плату за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, плату за аудит проектной документации, плату за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плату за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, плату за экспертизу лекарственных средств и др.

Платежи за услуги, оказываемые при осуществлении "обязательного контроля" (обязательные обследования, мониторинги и проч.). К ним относятся сборы, взимаемые органами гостехнадзора, плата за проведение обязательного энергетического обследования, плата за проведение государственного мониторинга водных объектов, платежи за организацию работ по использованию идентификационных знаков при подтверждении подлинности лекарственных средств и др. Сборы, взимаемые органами гостехнадзора, включают: сбор за проведение государственного технического осмотра машин; сбор за регистрацию машины; сбор за прием экзаменов и выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста); сбор за выдачу и замену свидетельств о регистрации залога машины (машин) и проч.

Платежи при осуществлении мер экономической политики. К этим платежам следует отнести ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Классификация по правовой природе

Платежи, устанавливаемые наднациональными органами. К таким платежам, например, следует отнести платежи за проведение испытаний табачной продукции для подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза Евразийского экономического союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) и платежи за проведение процедуры оценки соответствия (декларирования) табачной продукции требованиям технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) и др.

Платежи, устанавливаемые кодексами Российской Федерации. В частности, Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1245) установлена плата для сбора средств на выплату вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Также в подразд. 3 разд. I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлена плата за ведение реестра акционеров регистратором (обязанность ведения регистратором в силу закона). Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена плата за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. В Лесном кодексе Российской Федерации установлена плата за предоставление сведений из государственного лесного реестра, установлены платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда лесам и находящимся в них природным объектам. В Водном кодексе Российской Федерации установлены платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда водным объектам. В Земельном кодексе Российской Федерации установлены платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Платежи, устанавливаемые федеральными законами. В Российской Федерации федеральными законами установлено значительное количество неналоговых платежей. К примеру, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в ред. от 29.10.2024) установлена плата за предоставление копий технических паспортов, оценочной и учетно-технической документации, платежи за выдачу информации из архива документов, хранящихся на основании Порядка постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации.

Платежи, устанавливаемые правительственными комиссиями и подкомиссиями. Здесь следует отметить сбор при совершении сделок по приобретению активов иностранных организаций, установленный подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<3> Выписки из протоколов заседаний подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 02.03.2023 N 143/4, от 24.04.2023 N 157/3 [документы не опубликованы].

Платежи, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти. К их числу, например, следует отнести плату за обязательную поверку приборов и средств измерения, плату за установку и использование тахографов на автомобили, сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбор за взлет-посадку, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за стоянку, сбор за предоставление аэровокзального комплекса, сбор за метеообеспечение и др.

Платежи, устанавливаемые субъектами Российской Федерации. К таким платежам следует отнести, например, платежи за сбор зеленых насаждений, которые установлены Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (в ред. от 29.06.2023).

Классификация по направлениям зачисления платежа

Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Сюда относится большое многообразие неналоговых платежей, например утилизационный сбор, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, пошлины, связанные с экспертизой и регистрацией патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, регистрацию товарного знака, знака обслуживания и другие, плата за предоставление сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, платежи за предоставление информации из реестра собственности субъекта Российской Федерации и др.

Эти неналоговые платежи администрируются государственными органами или иными казенными учреждениями, не являющимися органами государственной власти. Заметим, что казенные учреждения не могут получать от хозяйствующих субъектов и граждан никакие платежи, поэтому они подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенные учреждения осуществляют финансирование своей деятельности на основе утвержденной им распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств бюджетной сметы.

Специально созданные общественные институты. В качестве таковых, например, следует отметить:

- аккредитованные организации, осуществляющие сбор средств на выплату вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. В качестве аккредитованной организации выступает Общероссийская общественная организация "Российский Союз Правообладателей";

- Единый центр учета переводов интерактивных ставок, созданный для приема и распределения целевых взносов от выручки, получаемой букмекерскими конторами от ставок на спортивные мероприятия. Данная организация создана в виде кредитной организации в 2021 г. по распоряжению Президента Российской Федерации.

Вышеназванные созданные общественные институты производят распределение средств по их получателям.

Бюджетные учреждения (государственные унитарные предприятия). В этом случае федеральные органы исполнительной власти устанавливают данным организациям методику расчета неналоговых платежей. К таким неналоговым платежам, например, относятся плата за оказание услуги по установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, включая все виды фитосанитарных анализов и экспертиз, выдаче заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, плата за оказание услуги по ветеринарно-санитарной экспертизе, предоставляемой федеральными государственными бюджетными учреждениями, плата и предельные размеры платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека и проч. Такие неналоговые платежи подлежат зачислению в доходы соответствующих бюджетных учреждений или государственных унитарных предприятий и используются ими в целях покрытия затрат в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.

Отдельные организации, являющиеся монополистами. К неналоговым платежам таких организаций могут относиться, например, портовые сборы, которые включают целое семейство сборов: корабельные, канальные, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта, инвестиционный.

Классификация по направлениям использования средств

На общие цели бюджета. Например, на общие цели федерального бюджета направляются все виды платежей за предоставление сведений из государственных реестров (регистров) и включение в них данных. К ним относятся плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, плата за предоставление сведений из государственного лесного реестра, плата за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, косвенные платежи, уплачиваемые организациями для включения сведений о них в Единый федеральный реестр туроператоров, таможенные сборы, и проч.

На покрытие расходов организаций, предоставляющих услуги. Сюда относятся многие виды неналоговых платежей, методики расчета тарифа (цены) на государственные услуги (обязательные экспертизы, аудит, испытания), которые утверждаются государственными органами, а ставки или расчет устанавливаются бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, подведомственными этим органам. В качестве таких платежей выступают плата за проведение государственной экспертизы проектной документации, плата за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плата за экспертизу лекарственных средств, платежи, взимаемые за поверку средств измерений, плата за клеймение туш и др. Также к данным платежам относятся портовые сборы.

На финансирование программ и мероприятий, направленных на социально-экономическое и прочее развитие общества. В качестве примера отметим следующие неналоговые платежи:

- утилизационный сбор, который должен направляться на мероприятия по обеспечению экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств;

- платежи по сбору средств на выплату вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях направляются для выплат правообладателям произведений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации собранные средства распределяются следующим образом:

а) в отношении фонограмм: 40% - авторам произведений, зафиксированных в фонограммах, 30% - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в фонограммах, 30% - изготовителям фонограмм;

б) в отношении аудиовизуальных произведений: 40% - авторам аудиовизуальных произведений, 30% - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в аудиовизуальных произведениях, 30% - изготовителям аудиовизуальных произведений;

- целевой сбор от выручки, получаемой букмекерскими конторами от ставок на спортивные мероприятия, распределение которого утверждено специальным постановлением Правительства Российской Федерации. Целевые взносы направляются на финансирование развития профессионального спорта, детско-юношеского спорта и массового спорта, а также на финансирование мероприятий по подготовке и проведению в соответствии с Федеральным законом от 19.04.2024 N 80-ФЗ "О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Большая часть (50%) направляется профессиональным спортивным лигам, объединяющим российские и иностранные клубы, и общероссийским спортивным федерациям, организующим спортивные мероприятия. Спортивным федерациям, спортсмены которых заняли призовые места на последней по времени проведения Олимпиаде, идет 20%. Также 20% направляется спортивным федерациям, чьи спортсмены принимали участие в последних по времени проведения Олимпийских играх. Кроме того, средства подлежат распределению между спортивными федерациями, которые представляют виды спорта, включенные в программу Паралимпийских или Сурдлимпийских игр, и др.

Неналоговые платежи оказывают следующее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов.

Первое. Учитывая, что неналоговые платежи преимущественно выполняют компенсационную функцию, они являются неотъемлемым элементом полных издержек производства и в микроэкономической теории их следует рассматривать как средство достижения оптимальности и повышения эффективности использования редких экономических ресурсов (факторов производства).

Второе. Неналоговые платежи приводят к росту издержек хозяйствующих субъектов, которые выражаются в соответствующем росте цен на их продукцию, работы и услуги. В этом плане они не приводят к снижению прибыли хозяйствующих субъектов, а ложатся в конечном итоге на потребителей. При уплате неналоговых платежей у хозяйствующих субъектов возникает иллюзия, что они являются вычетом из прибыли и если бы их не было, то это активизировало бы экономическую деятельность. Однако необходимо обратить внимание на то, что "душат" хозяйствующие субъекты не налоговые платежи, а конкуренция в отрасли, которая необходима для эффективной экономики, повышения качества товаров, работ и услуг и ограничения цен на них. Предпринимательская деятельность по своей природе требует постоянного совершенствования и развития хозяйственных процессов, организации и внедрения новых форм и методов работы и не обеспечивает предпринимателю прибыль. На рынке остаются только эффективные экономические структуры, а конкуренция выполняет роль отбора этих структур.

Негативное воздействие неналоговых платежей может возникнуть в том случае, если одни хозяйственные субъекты их уплачивают, а другие нет. Это приводит к тому, что если кто-то их уплачивает, то получает меньшие конкурентные преимущества и потенциально проигрывает конкурентную борьбу. Однако часто оказывается так, что менее эффективные хозяйствующие субъекты, чтобы остаться на рынке, используют нелегальные способы ведения бизнеса, не уплачивая налоги, сборы и неналоговые платежи. Таким способом неэффективные экономические структуры могут конкурировать на рынке с эффективными экономическими структурами. В этом плане неуплата налогов, сборов и неналоговых платежей приводит к неэффективности экономической деятельности.

В том случае, если на рынке все хозяйствующие субъекты уплачивают неналоговые платежи, их отмена приведет к снижению цен на товары, работы и услуги и при прочих равных условиях не окажет воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Если на рынке часть хозяйствующих субъектов уплачивает неналоговые платежи, а часть нет, то при их отмене хозяйствующие субъекты, уплачивавшие неналоговые платежи (а это обычно эффективные экономические структуры), получат конкурентное преимущество, что приведет к росту экономической эффективности в соответствующей отрасли (на соответствующем рынке).

Третье. Неналоговые платежи не приводят к существенному снижению объема производимых на рынке товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (из-за незначительной доли в структуре затрат).

Итак, существующее многообразие неналоговых платежей в Российской Федерации требует выработки единой политики в отношении их установления и администрирования, определения обоснованности величины тарифов (цен). Следует разрешить противоречие между основными началами законодательства о налогах и сборах (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации) и фактом самого наличия неналоговых платежей, который исключает существование каких бы то ни было налогов и сборов, взносов и платежей, кроме тех, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны быть защищены от бесконтрольного роста количества неналоговых платежей. Это требует проведения большой и комплексной работы по совершенствованию фискального законодательства. Такая работа должна вестись с участием предпринимательского сообщества и иных институтов гражданского общества.

Выводы

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, неналоговые платежи экономически обусловлены. Многие из них носят компенсационный характер, то есть посредством их установления публичные органы власти или организации, подведомственные им, оказывают услуги, которые требуют покрытия затрат. В этом плане неналоговые платежи следует рассматривать стандартизированной (регулируемой) формой покрытия таких затрат.

Во-вторых, эффективность (результативность) ввозной и вывозной таможенных пошлин определяется общеэкономическим эффектом, который они оказывают на защиту национальной экономики от нежелательной иностранной конкуренции и предотвращения вывоза отечественных товаров в значительных объемах. Посредством этого обеспечивается стимулирование производства российских товаров (при использовании ввозных таможенных пошлин) и снижение цен на ряд других важнейших товаров на внутреннем рынке (преимущественно сырьевых и на углеводороды), что приводит и к снижению себестоимости производства остальных товаров (при использовании вывозной таможенной пошлины).

В-третьих, многие неналоговые платежи уплачиваются вследствие необходимости получения хозяйствующими субъектами обязательных услуг, которые оказываются организациями, подведомственными органам государственной власти. Эти услуги приводят к избыточному контролю со стороны государства за бизнесом. Необходимо установить минимальный перечень обязательных услуг, сократив существующее их количество. Такие обязательные услуги не только снизят неналоговую нагрузку на бизнес, но и сократят административные барьеры при ее осуществлении.

В-четвертых, существующее многообразие неналоговых платежей в Российской Федерации требует выработки единой политики в отношении их установления и администрирования, определения обоснованности величины тарифов (цен).

Указанные выводы, как мы полагаем, могут быть положены в основу ряда законодательных инициатив и использованы в законопроектной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 29.11.2024). Часть первая // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".

2. Круглый стол "О неналоговых платежах предпринимателей" / Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 29.04.2021. URL: http://budget.council.gov.ru/ (дата обращения: 22.01.2025).

3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.gov.ru&gt;ru/document/?id_4=123006 (дата обращения: 22.01.2025).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 22.07.2024). Часть четвертая // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".

5. Куркин И.В. Систематизация публичных неналоговых платежей: реформа откладывается? // Парадигмы управления, экономики и права. 2024. N 2 (12). С. 90 - 97.

6. Шаронов А.В. К вопросу о классификации неналоговых платежей // Научные исследования в высшей школе: новые идеи, проблемы внедрения, поиск решений. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 84 - 87.

А.Н. Сухарев

Профессор

кафедры конституционного,

административного и таможенного права

Тверского государственного университета,

доктор экономических наук

С.Н. Смирнов

Врио ректора

Тверского государственного университета,

доктор юридических наук

Подписано в печать

14.02.2025


Свяжитесь с нами