|
Статья: Новый порядок ведения кассовых операций с иностранной валютой (Озкан А.) ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 8) |
Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru Дата сохранения: 14.06.2025 |
"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 8
НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ
Банк России меняет порядок ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках <1>. Цель поправок - актуализация порядка, установленного Указанием N 5396-У <2>, с учетом практики его применения. Действие Проекта будет распространяться на уполномоченные банки и их подразделения, осуществляющие операции с наличной иностранной валютой. Рассмотрим новые подходы регулятора и определимся с тем, как их внедрять в практику и какие изменения необходимо внести во внутренние документы банка.
--------------------------------
<1> Проект Указания Банка России "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках" (далее - Проект). Принятие Проекта ожидается в III квартале 2024 г.
<2> Указание Банка России от 30.01.2020 N 5396-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации".
Субъектный состав и автоматические устройства
Как и ранее, работа с наличной иностранной валютой будет организована в порядке, установленном Положением N 630-П <3>. Это центральный момент. Многие поправки на первый взгляд выглядят новыми, но их часть - это не какие-то революционные изменения, а лишь результат сближения подходов, изложенных в Проекте, с нормами Положения N 630-П.
--------------------------------
<3> Положение Банка России от 29.01.2018 N 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
В уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков, внутренних структурных подразделениях уполномоченных банков, филиалов уполномоченных банков) <4> могут осуществляться следующие кассовые операции с юридическими лицами, ИП и физическими лицами:
- прием наличной иностранной валюты от клиентов для зачисления сумм наличной иностранной валюты на их банковские счета, счета по вкладам (депозитам);
- выдача наличной иностранной валюты клиентам со списанием сумм с их банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам);
- пересчет наличной иностранной валюты.
--------------------------------
<4> Далее - уполномоченный банк (филиал, ВСП).
Приведенная формулировка демонстрирует расширение субъектного состава, так как в Проекте регулятор добавил в перечень субъектов внутренние структурные подразделения филиалов уполномоченных банков: в действующем сейчас Указании N 5396-У они не упомянуты.
Регулятор также отмечает, что перечень наименований иностранных валют, кассовые операции с которыми осуществляются в уполномоченном банке (филиале, ВСП), определяет непосредственно уполномоченный банк. Дается новое уточнение, позволяющее осуществлять кассовые операции с применением автоматических устройств, предусмотренных абз. 8 - 12 п. 1.1 Положения N 630-П: это также сближает Проект с уже имеющимися требованиями.
Требования к помещениям для совершения операций
с ценностями и применяемым документам
В действующем сейчас Указании N 5396-У регулятор никак не регламентирует вопросы, связанные с помещениями для совершения операций с ценностями. Проект же, наоборот, содержит четкие требования, в частности:
- кассовые операции с наличной иностранной валютой в уполномоченном банке (филиале, ВСП) должны осуществляться в помещениях для совершения операций с ценностями, соответствующих требованиям п. 1.3 Положения N 630-П. В случае страхования наличной иностранной валюты требования к технической укрепленности помещений определяет уполномоченный банк по согласованию со страховой организацией (в т.ч. иностранной);
- по окончании осуществления кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченном банке (филиале, ВСП) наличная иностранная валюта размещается в помещениях для совершения операций с ценностями, предусмотренных п. 17.1 Положения N 630-П.
Таким образом, регулятор вводит перекрестные ссылки на Положение N 630-П, сближая Проект с уже имеющимися требованиями и устраняя возможность неверных трактовок.
Работники уполномоченного банка (филиала, ВСП) при ведении кассовых операций с наличной иностранной валютой должны применять документы, предусмотренные Положением N 630-П, Проектом, а также Указанием N 3352-У <5>. Проект предусматривает возможность оформления документов как на бумажном носителе, так и в виде электронных документов с использованием технических средств, автоматизированной системы уполномоченного банка, при этом иностранная валюта должна указываться в документах по наименованиям.
--------------------------------
<5> Указание Банка России от 30.07.2014 N 3352-У "О формах документов, применяемых кредитными организациями на территории Российской Федерации при осуществлении кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России, банкнотами и монетой иностранных государств (группы иностранных государств), операций со слитками драгоценных металлов, и порядке их заполнения и оформления".
Взаимоотношения с клиентами
Взаимоотношения с клиентами по вопросам кассовых операций с наличной иностранной валютой определяются на основании заключаемых договоров. Это новый момент в Проекте, но его логика схожа с логикой п. 1.10 Положения N 630-П.
Введена обязанность устанавливать причины несоответствия сумм наличной иностранной валюты данным документов, применяемых при осуществлении кассовых операций, и данным учета и принимать меры для устранения несоответствия. Подобные меры не предусмотрены Указанием N 5396-У, но были изложены регулятором в п. 1.10 Положения N 630-П.
В случае недостачи наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 150 000 руб. по курсу Банка России на дату недостачи, произошедшей в результате действий (бездействия) работников уполномоченного банка (филиала, ВСП), как и в случае хищения наличной иностранной валюты, в том числе из автоматических устройств, нападения на работников при ведении кассовых операций, уполномоченный банк должен направить сообщение о случае утраты наличной иностранной валюты в Банк России в соответствии с абз. 3 - 7 п. 1.9 Положения N 630-П.
Чем должны быть обеспечены работники кассы?
Сравнение перечня предметов, необходимых в соответствии с Указанием N 5396-У и Проектом, представлено в табл. 1. В Проекте регулятор сохраняет привычные требования к процессу обеспечения кассовых работников теми или иными предметами, но вводит дополнительные уточнения в отношении устройств для опломбирования, клише, а также технических средств контроля подлинности. К техническим средствам контроля подлинности регулятор в Проекте относит:
- прибор контроля подлинности банкнот в проходящем свете;
- увеличительное стекло (с увеличением не менее 10 крат);
- источник ультрафиолетового излучения;
- измерительную линейку;
- прибор для визуального контроля меток в инфракрасном диапазоне спектра.
Таблица 1
Перечень предметов, которыми нужно обеспечить
кассовых работников
N | Предметы | Указание N 5396-У | Проект |
1 | Индивидуальные устройства для хранения | + | + |
2 | Штампы, в том числе именные, пломбы, клише | + | Уточнение: именные и другие штампы, печати, пломбы |
3 | Устройства для опломбирования | - | + |
4 | Клише | - | + |
5 | Считывающие устройства, обеспечивающие считывание штрихового кода, размещенного на упаковке с наличной иностранной валютой, и позволяющие однозначно распознать упаковку в автоматизированной системе банка (в случае их использования) | + | + |
6 | Технические средства контроля подлинности банкнот | - | + |
С помощью технических средств контроля подлинности банкнот кассовые работники должны проводить проверку подлинности банкнот иностранных государств (группы иностранных государств). Сейчас в Указании N 5396-У есть отсылка на абзац 4 п. 2.9 Положения N 630-П, в Проекте ее уже нет, но добавляется прямое указание на то, что проверка подлинности проводится именно с помощью технических средств контроля.
Ревизия наличной иностранной валюты
Понятие ревизии наличной иностранной валюты в Проекте появляется впервые. Уполномоченный банк (филиал, ВСП) должен будет проводить такую ревизию в соответствии с требованиями п. 17.12 - 17.15 Положения N 630-П. При ревизии наличной иностранной валюты необходим ее выборочный полистный и поштучный пересчет.
Результаты ревизии должны отражаться в акте ревизии. Требований к форме акта в Проекте нет, она может быть произвольной, главное - учесть все обязательные реквизиты:
1) полное фирменное (сокращенное фирменное - при наличии) наименование уполномоченного банка, или полное (сокращенное) наименование филиала, или наименование уполномоченного банка (филиала), наименование (при наличии) и учетный номер ВСП, присвоенный Банком России на основании ч. 3 ст. 12, ч. 8 и 9 ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
2) дата составления акта; фактическое наличие наличной иностранной валюты по ее наименованиям;
3) соответствие (несоответствие) фактического наличия наличной иностранной валюты данным бухгалтерского учета и документов, применяемых при осуществлении кассовых операций;
4) выявленные несоответствия фактического наличия наличной иностранной валюты данным бухгалтерского учета и документов, применяемых при осуществлении кассовых операций (в случае их выявления);
5) иная информация по решению уполномоченного банка.
Что касается механизма проведения ревизии, то регулятор предусмотрел возможность ее проведения одновременно с ревизией наличных денег - в этом случае результаты ревизии наличной иностранной валюты можно будет отражать в акте ревизии наличных денег. Акт ревизии наличной иностранной валюты должен храниться в деле подразделения уполномоченного банка (филиала, ВСП), проводившего ревизию.
Принятие и выдача наличной иностранной валюты клиентам
Наличная иностранная валюта принимается и выдается клиентам способами, перечисленными в табл. 2.
Таблица 2
Как принимается и выдается наличная иностранная валюта
N | Способ | Указание N 5396-У | Проект |
1 | Отдельными корешками | + | + |
2 | Пачками банкнот иностранного государства (группы иностранных государств) | + | + |
3 | Сумками | + | + |
4 | Отдельными банкнотами и монетой иностранного государства (группы иностранных государств) | + | + |
5 | Сейф-пакетами, инкассаторскими сумками, специальными мешками, кейсами, кассетами и другими средствами для упаковки наличной иностранной валюты, обеспечивающими ее сохранность и не позволяющими вскрыть их без видимых следов нарушения целости упаковки (далее - сумка) | + |
- (подробного описания сумки не предусмотрено) |
В Проекте регулятор уточняет, что допускается выдавать клиентам наличную иностранную валюту в упаковке центрального банка иностранного государства (группы иностранных государств) или учреждения, осуществляющего выпуск в обращение наличной иностранной валюты на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств).
Кассовые документы. Уточнения в отношении отрывного талона
Кассовые документы и порядок их оформления указаны в табл. 3.
Таблица 3
Кассовые документы
Приходный кассовый ордер 0402008 | Расходный кассовый ордер 0402009 | Оформление |
Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковский счет, счет по вкладу (депозиту) клиента | Выдача наличной иностранной валюты с банковского счета, со счета по вкладу (депозиту) клиента | Оформляются на каждое наименование наличной иностранной валюты. Кассовый документ оформляется клиентом или бухгалтерским работником уполномоченного банка (филиала, ВСП) |
Порядок действий для проверки кассового документа, изложенный в Проекте, совпадает с порядком, описанным в п. 3.2 Положения N 630-П. Так, по просьбе бухгалтерского работника клиент предъявляет ему паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. После проверки и оформления бухгалтерским работником кассового документа клиенту выдается отрывной талон к кассовому документу для предъявления в кассу. В Проекте впервые подробно описывается работа с отрывным талоном, в частности, раскрываются ситуации, когда отрывной талон от кассового документа не отделяется:
1) в случае оформления кассового документа в виде электронного документа;
2) в случае возложения на кассового работника обязанностей бухгалтерского работника, предусмотренных п. 2.5 Положения N 630-П;
3) в случае использования жетонов или других средств, идентифицирующих клиента.
Данные ситуации в Указании N 5396-У не представлены, но важно отметить, что они полностью соответствуют абз. 3 п. 3.2 Положения N 630-П. Проверенный и оформленный бухгалтерским работником кассовый документ должен быть передан кассовому работнику.
Действия кассового работника,
получившего приходный кассовый ордер 0402008
В Проекте впервые подробно раскрываются действия кассового работника, получившего приходный кассовый ордер 0402008: они схожи с описанными в п. 3.3 Положения N 630-П, но есть отличия (табл. 4).
Таблица 4
Порядок действий кассового работника
N | Действия | Проект | Пункт 3.3 Положения N 630-П |
1 | Проверить наличие подписи бухгалтерского работника, оформившего приходный кассовый ордер 0402008 (ее соответствие образцу подписи бухгалтерского работника при оформлении приходного кассового ордера 0402008 на бумажном носителе) | + | + |
2 | Сверить соответствие сумм цифрами и прописью, проставленных в приходном кассовом ордере 0402008 | + | + |
3 | Сверить номер отрывного талона, жетона или другого средства, идентифицирующего клиента, с номером на приходном кассовом ордере 0402008, приклеить отрывной талон к приходному кассовому ордеру 0402008, если отрывной талон отделялся от него | + | - |
4 | Удостовериться в том, что наличная иностранная валюта принимается от лица, указанного в приходном кассовом ордере 0402008 | + | - |
5 | Передать клиенту приходный кассовый ордер 0402008 для проставления его подписи | + | + |
В Проекте регулятор также подробно описал действия кассового работника при приеме наличной иностранной валюты:
- принять наличную иностранную валюту таким образом, чтобы клиент видел действия работника;
- сверить сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0402008, с фактической суммой принятой наличной иностранной валюты;
- подписать все экземпляры приходного кассового ордера 0402008;
- проставить на приходном кассовом ордере 0402008 оттиск штампа кассы либо оттиск автоматического устройства с реквизитами, принятыми к использованию в уполномоченном банке, в подтверждение совершения кассовой операции (далее - оттиск штампа кассы).
Данный алгоритм описан так подробно впервые, но при этом схож с изложенным ранее в п. 3.4 Положения N 630-П.
В подтверждение приема наличной иностранной валюты экземпляр приходного кассового ордера 0402008 с проставленным оттиском штампа кассы выдается клиенту, второй экземпляр направляется в кассовые документы.
Приходный кассовый ордер 0402008, оформленный в виде электронного документа, по согласованию с клиентом передается ему с применением средств защиты информации, принятых к использованию в уполномоченном банке.
Несоответствие фактической суммы, вносимой клиентом,
и суммы, указанной в приходном кассовом ордере 0402008
При несоответствии фактической суммы наличной иностранной валюты, вносимой клиентом, и суммы, указанной в приходном кассовом ордере 0402008, а также выявлении сомнительных банкнот, сомнительной монеты, имеющих признаки подделки банкнот, кассовый работник должен:
- перечеркнуть все оформленные экземпляры приходного кассового ордера 0402008;
- на обороте второго экземпляра указать фактически принимаемую сумму;
- проставить подпись;
- направить перечеркнутые экземпляры приходного кассового ордера 0402008 бухгалтерскому работнику для оформления клиентом или для оформления и проверки бухгалтерским работником вновь составленного приходного кассового ордера 0402008 на фактически вносимую сумму.
Регулятор вводит уточнение в отношении перечеркнутых экземпляров приходного кассового ордера 0402008, по которому клиент не внес в кассу наличную иностранную валюту: они уничтожаются бухгалтерским работником. Уточнение новое, но полностью соответствует устоявшемуся порядку, изложенному в абз. 4 п. 3.5 Положения N 630-П.
Справка о сомнительных денежных знаках
На сомнительные банкноты, имеющие признаки подделки банкноты, выявленные при приеме наличной иностранной валюты от клиента, кассовый работник должен составить справку о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков или задержании имеющих признаки подделки денежных знаков (далее соответственно - справка о сомнительных денежных знаках, справка о поддельных денежных знаках) в двух экземплярах.
В таких справках указываются следующие реквизиты каждой сомнительной банкноты (имеющей признаки подделки банкноты): наименование иностранной валюты, номинал, год, обозначенный на банкноте, серия и номер банкноты. В графе "Дополнительные реквизиты" указываются:
- наименование указанного на банкноте эмитента (при возможности его определения);
- для долларов США - буквенно-цифровой индекс федерального резервного банка ФРС США, чековая буква и номер квадранта, номер клише лицевой стороны, номер клише оборотной стороны (в указанной последовательности);
- для евро - буквенно-цифровая метка.
Впервые вводится требование указывать в справке о сомнительных денежных знаках идентификатор, предусмотренный абз. 3 п. 15.2 Положения N 630-П, выбранный клиентом способ его информирования о результатах экспертизы. Справка о сомнительных денежных знаках, как и ранее, подписывается клиентом.
При передаче клиенту справки о сомнительных денежных знаках (справки о поддельных денежных знаках) кассовый работник обязан ему предъявить, не выдавая на руки, сомнительные банкноты, имеющие признаки подделки банкноты, для сличения их реквизитов с указанными в справке.
Справка о сомнительных денежных знаках (справка о поддельных денежных знаках) подписывается кассовым работником и передается бухгалтерскому работнику для оформления ордера по передаче ценностей 0402102.
Экземпляр справки о сомнительных денежных знаках (справки о поддельных денежных знаках), подписанный кассовым работником и содержащий оттиск штампа кассы, выдается клиенту.
Справка о сомнительных денежных знаках (справка о поддельных денежных знаках), оформленная в виде электронного документа, по согласованию с клиентом передается ему с применением средств защиты информации, принятых к использованию в уполномоченном банке.
Еще один пример сближения подходов, изложенных в Проекте и в Положении N 630-П, - это регламентация формирования и упаковки наличной иностранной валюты. Так, наличная иностранная валюта формируется и упаковывается кассовыми работниками в порядке, предусмотренном гл. 14 Положения N 630-П. При этом сомнительные банкноты, сомнительная монета, имеющие признаки подделки банкноты формируются и упаковываются отдельно от наличной иностранной валюты.
Заявка на получение иностранной валюты
Для получения наличной иностранной валюты с банковского счета (счета по депозиту) юридическое лицо или ИП представляет в уполномоченный банк (филиал, ВСП) заявку на бумажном носителе или в виде электронного документа. Требования к заполнению заявки на получение иностранной валюты обособленно раскрываются впервые; напомним, что действующее сейчас Указание N 5396-У содержит общие положения для оформления заявки на получение и на сдачу иностранной валюты (см. п. 7 Указания N 5396-У).
В заявке на получение наличной иностранной валюты указываются данные, приведенные в табл. 5.
Таблица 5
Наполнение заявки на получение иностранной валюты
N | Сведения | Указание N 5396-У | Проект |
1 | Наименование уполномоченного банка, филиала, наименование (при наличии) и учетный номер ВСП | + | + |
2 | Дата составления заявки | + | + |
3 | Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя | + | + |
4 | Дата получения наличной иностранной валюты | + | + |
5 | Номер банковского счета (счета по депозиту) юридического лица, индивидуального предпринимателя | + | + |
6 | Наименование наличной иностранной валюты | + | + |
7 | Сумма наличной иностранной валюты | + | + |
8 | Фамилия (фамилии), имя (имена), отчество (отчества) (при наличии) лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на получение наличной иностранной валюты | Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) вносителя, получателя наличной иностранной валюты | + |
9 | Фамилия и инициалы лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете (счете по депозиту) юридического лица, индивидуального предпринимателя, и его подпись (их подписи) | + |
На сумму наличной иностранной валюты, указанную в заявке на получение, в уполномоченном банке (филиале, ВСП) бухгалтерский работник оформляет расходный кассовый ордер 0402009.
Действия кассового работника,
получившего расходный кассовый ордер 0402009
Кассовый работник, получив расходный кассовый ордер 0402009, выполняет действия, предусмотренные табл. 4. При выдаче наличной иностранной валюты клиенту кассовый работник должен:
- подготовить сумму, подлежащую выдаче, и уточнить у клиента сумму получаемой наличной иностранной валюты;
- пересчитать подготовленную к выдаче сумму в присутствии клиента таким образом, чтобы клиент мог видеть количество пересчитываемых банкнот и монеты и их номиналы;
- выдать наличную иностранную валюту лицу, указанному в расходном кассовом ордере 0402009, таким образом, чтобы клиент видел действия кассового работника;
- подписать расходный кассовый ордер 0402009 и проставить штамп кассы.
Действующее сейчас Указание N 5396-У не содержит такого подробного описания действий сотрудника.
В подтверждение выдачи наличной иностранной валюты экземпляр расходного кассового ордера 0402009 с оттиском штампа кассы выдается клиенту, второй экземпляр направляется в кассовые документы.
Проект впервые вводит требование - если наличная иностранная валюта не была пересчитана клиентом под наблюдением кассового работника, ее выдавшего, то уполномоченный банк (филиал, ВСП) не принимает претензии клиента. Это требование аналогично тому, что содержится в п. 5.7 Положения N 630-П.
Расходный кассовый ордер 0402009, оформленный в виде электронного документа, по согласованию с клиентом передается ему с применением средств защиты информации, принятых к использованию в уполномоченном банке.
Важно, что совершение кассовых операций, при которых клиент, не внося наличную иностранную валюту, предъявляет одновременно расходный кассовый ордер 0402009 и приходный кассовый ордер 0402008, не допускается. Этот момент в Проекте также появляется впервые и тем самым еще сильнее сближает его с п. 5.6 Положения N 630-П.
Пересчет наличной иностранной валюты
Пересчет поступившей от клиентов наличной иностранной валюты должен осуществляться с учетом определения принадлежности пересчитываемой наличной иностранной валюты клиенту.
Регулятор в Проекте меняет привычное всем название "Акт об излишках, недостачах, сомнительных банкнотах, сомнительных монетах, имеющих признаки подделки банкнотах" на "Акт пересчета наличной иностранной валюты". Акт по-прежнему будет составляться на выявленные при пересчете излишек, недостачу, сомнительные банкноты, сомнительную монету, имеющие признаки подделки банкноты.
Акт пересчета включает в себя следующие сведения:
- наименование уполномоченного банка, филиала, наименование (при наличии) и учетный номер ВСП (впервые вводятся уточнения в отношении учетного номера ВСП);
- дату составления акта;
- наименования должностей, фамилии, инициалы кассового работника, осуществлявшего пересчет, и контролирующего работника, присутствовавшего при пересчете (впервые уточняется, что это должен быть контролирующий работник);
- помещение, в котором осуществлялся пересчет;
- наименование иностранной валюты;
- описание и реквизиты упаковки;
- сумма (цифрами), указанная на упаковке, и фактическая сумма (цифрами);
- сумма (цифрами и прописью) излишка, недостачи, сомнительных банкнот, сомнительной монеты, имеющих признаки подделки банкнот.
Если при пересчете выявлены сомнительные банкноты, сомнительная монета, имеющие признаки подделки банкноты, то в акте дополнительно указываются реквизиты, приведенные в табл. 6.
Таблица 6
Реквизиты, которые нужно указать при выявлении
сомнительных банкнот и монеты
Реквизиты | Указание N 5396-У | Проект |
Реквизиты каждой сомнительной банкноты, имеющей признаки подделки банкноты | Отсутствует: буквенно-цифровой индекс федерального резервного банка ФРС США |
Наименование иностранной валюты. Номинал. Год, обозначенный на банкноте. Серия и номер банкноты. Наименование указанного на банкноте эмитента (при возможности его определения). Для долларов США - буквенно-цифровой индекс федерального резервного банка ФРС США, чековая буква и номер квадранта, номер клише лицевой стороны, номер клише оборотной стороны (в указанной последовательности). Для евро - буквенно-цифровая метка |
Реквизиты каждой сомнительной монеты | Требования совпадают |
Номинал. Год, обозначенный на монете |
Акт пересчета подписывается кассовым работником, осуществлявшим пересчет, и контролирующим работником (в Проекте впервые указывается, что это именно контролирующий работник) и передается контролирующим работником бухгалтерскому работнику для оформления приходного кассового ордера 0402008, расходного кассового ордера 0402009, ордера по передаче ценностей 0402102.
Экземпляр акта направляется уполномоченным банком (филиалом, ВСП) клиенту, а другой экземпляр, приходный кассовый ордер 0402008, расходный кассовый ордер 0402009, ордер по передаче ценностей 0402102 направляются в дело с кассовыми документами.
Дополнительная проверка сомнительных банкнот
Что нового в заявлении о проверке банкнот?
В настоящее время, согласно Указанию N 5396-У, уполномоченный банк имеет право выделить отдельного кассового работника, закрепив за ним функцию дополнительной проверки сомнительных банкнот. Важно, что это не обязанность, а право банка. Проект сохраняет эту норму - по просьбе клиента указанный кассовый работник:
- проводит прием, пересчет и проверку внешнего вида банкнот;
- определяет, являются ли банкноты законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств);
- проверяет подлинность банкнот.
Проверка подлинности банкнот обязательно должна проводиться под визуальным наблюдением клиента. Основанием такой проверки служит заявление о проверке банкнот иностранных государств (группы иностранных государств), составленное клиентом или по просьбе клиента кассовым работником. Заявление подписывается клиентом и направляется кассовым работником в дело с кассовыми документами. Форма заявления регулятором императивно не установлена, поэтому возможна произвольная форма, но необходимо отразить все требуемые сведения:
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, от которых были приняты банкноты для проверки подлинности;
- дата составления заявления;
- количество банкнот по каждому наименованию иностранной валюты и номиналу;
- сумма банкнот по каждому наименованию иностранной валюты;
- реквизиты каждой банкноты.
Стоит также обратить внимание на то, что требование отражать в заявлении реквизиты каждой банкноты появляется в Проекте впервые: п. 14 Указания N 5396-У данного параметра не содержит.
Если кассовый работник, на которого возложена функция дополнительной проверки сомнительных банкнот, подтверждает их подлинность, то банкноты выдаются клиенту полистным пересчетом; если нет, то они должны приниматься от клиента для направления на экспертизу в подразделение Банка России.
Прием в уполномоченном банке (филиале, ВСП)
сомнительных банкнот для направления на экспертизу
Согласно Проекту, уполномоченный банк (филиал, ВСП) обязан принимать от клиентов сомнительные банкноты, официальный курс иностранных валют которых устанавливается Банком России в соответствии с п. 15 ст. 4 Закона N 86-ФЗ <6>, для передачи на экспертизу в подразделение Банка России. Отсылка к Закону N 86-ФЗ появляется в Проекте впервые, одновременно исключена ссылка на Инструкцию N 143-И <7>, а также возможность передачи на экспертизу непосредственно банку-эмитенту.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
<7> Инструкция Банка России от 10.06.2013 N 143-И "О порядке работы с банкнотами иностранных государств (группы иностранных государств), сданными уполномоченными банками для проведения проверки подлинности в учреждения Банка России".
Механизм приема сомнительных банкнот для направления на экспертизу в подразделение Банка России полностью обновлен.
Они принимаются по справке о сомнительных денежных знаках, оформленной клиентом или кассовым работником в соответствии с абз. 2 - 8 п. 16 Проекта, в двух экземплярах. По просьбе клиента кассовый работник обязан оказать ему помощь в заполнении реквизитов сомнительных банкнот. Отметим, что действующее сейчас Указание N 5396-У предполагает прием сомнительных банкнот для направления на экспертизу в подразделение Банка России на основании двух документов: заявления на экспертизу (в одном экземпляре) и описи сомнительных банкнот (в двух экземплярах).
В настоящее время на каждое наименование наличной иностранной валюты составляются отдельные заявление на экспертизу и опись сомнительных банкнот. Проект же предполагает, что на каждое наименование будут составляться отдельные справки о сомнительных денежных знаках. Таким образом, опись сомнительных банкнот уходит в прошлое.
Справка передается кассовым работником бухгалтерскому работнику для оформления ордера по передаче ценностей 0402102.
В подтверждение приема сомнительных банкнот для направления на экспертизу в подразделение Банка России кассовый работник выдает клиенту экземпляр справки о сомнительных денежных знаках, подписанный кассовым работником, с оттиском штампа кассы.
Справка, оформленная в виде электронного документа, по согласованию с клиентом передается ему с применением средств защиты информации, принятых к использованию в уполномоченном банке.
Экземпляр справки о сомнительных денежных знаках и ордер по передаче ценностей 0402102 направляются в кассовые документы.
Правильно отсчитываем 10 рабочих дней
Уполномоченный банк (филиал, ВСП) в течение 10 рабочих дней должен направить сомнительные банкноты в подразделение Банка России для проведения экспертизы в соответствии с Инструкцией N 143-И. Отсчет 10 рабочих дней может вестись:
1) со дня выявления сомнительных банкнот при приеме или пересчете наличной иностранной валюты либо
2) со дня приема от клиента сомнительных банкнот, официальный курс иностранных валют которых устанавливается Банком России в соответствии с п. 15 ст. 4 Закона N 86-ФЗ (этот вариант в Проекте появляется впервые).
В уполномоченном банке (филиале, ВСП) выдача сомнительных банкнот для передачи на экспертизу в подразделение Банка России инкассаторским работникам, кассовому работнику осуществляется по ордеру по передаче ценностей 0402102.
Итоги экспертизы
Уполномоченный банк (филиал, ВСП) не позднее пяти рабочих дней со дня получения от подразделения Банка России акта экспертизы денежных знаков должен сообщить об этом клиенту способом, который указан в справке о сомнительных денежных знаках. Дальнейшие действия уполномоченного банка (филиала, ВСП), описанные в табл. 7, напрямую зависят от итогов проведенной экспертизы.
Таблица 7
Действия в зависимости от итогов экспертизы
Параметр | Итоги экспертизы показали, что банкноты иностранного государства (группы иностранных государств) | |
не имеют признаков подделки | имеют признаки подделки | |
Возможность возврата | Банкноты возвращаются клиенту уполномоченным банком (филиалом, ВСП) | Банкноты не возвращаются уполномоченному банку (филиалу, ВСП) |
Механизм возврата | Возврат происходит по ордеру по передаче ценностей 0402102, подписанному бухгалтерским, кассовым работниками и клиентом и содержащему оттиск штампа кассы | Нет возможности осуществить возврат |
Возможные действия |
1. Деньги зачисляются на банковский счет, счет по вкладу (депозиту) клиента в иностранной валюте или в валюте РФ по курсу уполномоченного банка на дату зачисления. 2. Деньги выдаются уполномоченным банком (филиалом, ВСП) клиенту в валюте РФ в сумме, определенной по курсу уполномоченного банка на дату выдачи, в соответствии с тарифами уполномоченного банка (филиала) |
Уполномоченный банк (филиал, ВСП) должен сообщить клиенту по его просьбе в день обращения наименование территориального органа внутренних дел, которому переданы имеющие признаки подделки банкноты, и выдать акт экспертизы денежных знаков (его копию) |
Требование передать клиенту акт экспертизы денежных знаков (его копию) появляется в Проекте впервые, действующее сейчас Указание N 5396-У его не содержит. Факт передачи клиенту такого акта можно рассматривать как сближение Проекта с Положением N 630-П (п. 15.9 Положения N 630-П).
Запрет на взимание комиссионного вознаграждения
В Проекте регулятор вводит запрет на взимание комиссионного вознаграждения:
- за направление на экспертизу в подразделение Банка России сомнительных банкнот, выявленных при приеме или пересчете либо принятых от клиента для направления на такую экспертизу;
- информирование клиента о получении результатов экспертизы сомнительных банкнот;
- выдачу клиенту акта экспертизы денежных знаков (его копии);
- возврат банкнот иностранных государств (группы иностранных государств), признанных не имеющими признаков подделки по результатам экспертизы, проведенной в подразделении Банка России.
Поврежденные денежные знаки
Если кассовый работник выявил банкноты и монету с дефектами и повреждениями, то возможность проведения операций с ними определяется в соответствии с правилами приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), в том числе для направления на инкассо, разработанными уполномоченным банком (филиалом) на основе условий приема указанных банкнот и монеты их эмитентами.
А. Озкан
Заместитель руководителя
департамента
банковского аудита
АКГ "Листик и Партнеры"
Подписано в печать
02.08.2024