Офшорные зоны и бегство капиталов: причины и инструменты дестимулирования



Статья: Офшорные зоны и бегство капиталов: причины и инструменты дестимулирования
(Жильцова Ю.В., Саванина И.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 22)
Документ предоставлен Консультант Плюс

www.consultant.ru


Дата сохранения: 14.06.2025
 

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 22

ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ И БЕГСТВО КАПИТАЛОВ:

ПРИЧИНЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕСТИМУЛИРОВАНИЯ

Предмет. Проблема бегства капиталов приобрела особую актуальность в условиях мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, о чем свидетельствует кризисная структура платежного баланса РФ по итогам девяти месяцев 2020 г. В статье рассматривается классификация офшорных зон, статистика Центрального банка России за ряд лет, а также исследованы отдельные аспекты государственной политики России в сфере деофшоризации экономики и взаимодействия с международными институтами. Обосновывается необходимость ужесточения требований к офшорному бизнесу, включая принятие национальных профильных нормативно-правовых актов.

Цели. Выявление причин и следствий распространения офшорного бизнеса в XX - XXI вв., анализ состояния правовой базы деофшоризации, в том числе российских законодательных актов и соглашений, выделение основных офшорных инструментов, а также формирование рекомендаций.

Методология. В процессе исследования были применены методы: ретроспективный анализ, систематизация, дедукция, прогнозирование.

Результаты. Выявлены факторы, способствующие развитию офшоров, дана оценка оттоку инвестиций за рубеж из России за текущий год, определены условия деофшоризации и уровень сотрудничества России с международными организациями.

Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в образовательной среде вузов, для научных изысканий по данной тематике, а также при совершенствовании действующей нормативно-правовой базы.

Выводы. Офшоризация является глобальной и национальной экономической проблемой, в связи с этим сформирован ряд выводов с учетом особенности офшоризации бизнеса в России, а также предложение о создании эффективной национальной системы для возвращения активов и капиталов на родину.

Вопросы взаимосвязи национального богатства (могущества страны) с экспортом и импортом рассматривались в экономической теории очень давно, начиная с классических трудов по политической экономии. Формы внешнеторговых связей менялись вместе с развитием экономики капитализма, формированием международных рынков и современного мирового хозяйства как единого целого.

Так, в конце XIX в. на Западе распространилась новая гибкая тарифная система в рамках внешнеторговых отношений, когда значение тарифной ставки напрямую зависело от наличия определенных торговых договоров между странами [1]. Государственная экономическая политика крупнейших стран в сфере внешних связей была направлена прежде всего на урегулирование оборота товаров.

В конце XX в. экономическое развитие вышло на качественно новую стадию глобализации, которая характеризуется высоким уровнем международных связей и интеграцией деятельности экономических агентов в мировой целостный механизм. Процесс глобализации национальных экономик привел к росту взаимосвязей и взаимозависимости налоговых систем разных стран. Свободное движение финансовых потоков привело к созданию конкурентного рынка привлечения иностранных капиталов, широкое распространение получили легальные офшорные инструменты, такие как налоговые льготы и непредоставление информации о финансовых сделках и бенефициарах.

В XXI в. подавляющее большинство крупнейших компаний во всех странах мира, в том числе в России, пользуются офшорами.

По мнению профессора Смирнова Е.Н., офшорная зона - это территория государства или ее часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства [2]. На сегодняшний день офшорные зоны группируют исходя из набора различных критериев (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация офшорных зон

Критерий Вид Характеристика
1. Регистрация Свободные Заявление, копии учредительных документов (англ. яз.)
Формальные Учредительные документы и иные дополнительные бумаги из страны ведения основной деятельности (зоны на территории ЕС)
2. Степень конфиденциальности Зоны открытого реестра Полное раскрытие информации от владельцев бизнеса (Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур)
Зоны умеренного реестра Публичное размещение сведений о своих крупных акционерах и принадлежащих им долях (Белиз, Барбадос, Малайзия, ОАЭ)
Зоны закрытого реестра Полная анонимность (Науру, Либерия, Вануату, Маврикий, Лихтенштейн)
3. Ведение отчетности Зоны отчетности Компании обязаны представлять бухгалтерскую отчетность (Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария)
Зоны безотчетности Не требуется финансовой отчетности (Вануату, Мальдивские острова, Андорра, Коста-Рика)
4. Степень налогообложения Безналоговые зоны Отсутствие налогов, единовременная ежегодная пошлина 200 - 400 долл. (Виргинские, Каймановы, Сейшельские, Маршалловы острова, Белиз, Невис, Панама и Доминика)
Зоны с налогообложением отдельных видов деятельности Представление предпринимателям перечня видов деятельности, которые не подлежат налогообложению (Болгария, Латвия)
Зоны с налогообложением отдельных юридических лиц Вопрос полного или частичного освобождение от налогов решается в индивидуальном порядке (Кипр)
Зоны с низким налогообложением Не предусмотрена отмена налогов, но очень низкие ставки, иногда ниже единовременного сбора зон других видов (Ирландия, Эстония, Португалия)
5. Лояльность к субъекту Классические Налоги отсутствуют, взимание ежегодного сбора; ведение отчетности не обязательно; полная анонимность и конфиденциальность. Открыты для нелегальных финансовых сделок и незаконных операций; низкий уровень доверия партнеров на международном уровне (Багамы, Панама, Британские Виргинские острова)
Высокопрестижные Низкие налоговые ставки, удобное месторасположение, требования ведения отчетности и раскрытия информации высоко оцениваются бизнесменами всего мира (Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария)
6. Территориальность Островные зоны Небольшие государства с плохо развитой экономикой, офшорные услуги - одни из немногих способов пополнения государственного бюджета, имеют статус "черных офшоров" (Страны Карибского бассейна: Белиз, Багамы, Доминика, Британские Виргинские острова и др.)
Европейские зоны Безналоговый статус, но наличие аудиторских проверок и требование ведения реестра акционеров, высокий престиж компаний (исключение - Гибралтар и Кипр) (Кипр, Гибралтар, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария)
Зона в неофшорной стране Делавер и Орегон, которые являются офшорными зонами США

Источник: Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Регулирование процесса деофшоризации в Российской Федерации на современном этапе [3].

Следует отметить, что при большом разнообразии и широкой географии офшорных территорий их единый общепринятый перечень отсутствует. Этот факт объясняется перманентным изменением политического и экономического статуса ряда стран. В мировой практике, как правило, составлением списка офшорных зон занимаются центральные банки или правительственные организации. В РФ список офшорных зон формирует Центральный банк России на основе собственных оценок, причем офшорные зоны разделены на три группы относительно организации государственного финансового контроля внутри их так, как это принято в международном праве.

Факторами, влияющими на развитие офшоров, могут быть следующие:

- политические риски;

- недоверие к устойчивости национальной финансовой системы;

- существенные пробелы и коллизии в нормативно-правовой базе (в частности, в налоговом и валютном законодательствах);

- высокий уровень налогообложения;

- неоднозначное понимание роли офшорных зон в государстве;

- коррумпированность и криминализация деятельности хозяйствующих субъектов;

- легализация доходов, полученных преступным путем;

- слабое развитие частного предпринимательства [4].

Наличие в любой стране перечисленных проблем способствует снижению общей факторной производительности, которая является индикатором долгосрочных технологических изменений. Поэтому в таких условиях отток капитала за рубеж крайне нежелателен.

Офшорный бизнес всегда негативно отражается на экономике государства, имеющего высокие показатели оттока капитала. Как следствие, сокращается количество налоговых доходов в бюджете, что, в свою очередь, негативно влияет на реализацию национальной экономической и социальной политики. Отрицательное влияние развития офшорного бизнеса проявляется на макро- и микроуровнях в различных видах:

- дестабилизация экономики;

- легализация доходов, полученных преступным путем;

- нестабильность развития национальных экономик ввиду роста эмиссии денежных средств в экономически развитых странах;

- непостоянство налоговых ставок и льгот в связи с трансграничной миграцией финансовых ресурсов;

- сужение налогооблагаемой базы и поступления налогов в бюджет;

- рост нагрузки на платежный баланс;

- ухудшение инвестиционных рейтингов отдельных стран;

- утечка инвестиционных ресурсов, которые могли бы идти на реализацию целей экономического развития и роста;

- рост затрат на обеспечение безопасности границ государства (борьба с контрабандой), что ведет к перераспределению финансов в экономике;

- реализация необоснованной макроэкономической, налоговой и валютной политики отдельными странами по причине отсутствия детальных знаний об офшорном бизнесе [5].

Но офшорные инструменты кроме неоспоримых минусов для отдельных национальных экономик, выступающих в роли поставщиков капитала, позволяют получить доступ к международным фондовым рынкам за счет реинвестирования капитала, а также стимулировать развитие конкурентоспособности компаний.

Сегодня существуют страны, экономика которых преимущественно выстроена на проведении льготной экономической политики в отношении стран-нерезидентов. Для примера, по данным международной группы компаний "Offshore Pro Group", Британские Виргинские острова (далее - БВО), являясь зависимой территорией с высоким уровнем жизни, сосредоточивают более 400 тыс. офшорных компаний. Известно, что БВО располагают низкими налоговыми ставками (отсутствуют налог на прибыль корпораций и налог на прирост капитала для компаний), упрощенным порядком регистрации фирм (требуется наличие одного директора и одного акционера), высокой степенью конфиденциальности данных (сведения о ключевых хозяйствующих субъектах могут быть получены на основании решений суда или налоговых органов БВО) и др. При этом БВО входят в белый список Европейского Союза, члены которого обеспечены нормативными актами, соответствующим требованиям законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств [6].

Нельзя не отметить, что в настоящее время на всех информационных площадках самой тревожной новостью остается распространение коронавирусной инфекции, которой в феврале 2020 г. Всемирная организация здравоохранения присвоила официальное название COVID-19. Пандемия оказала кумулятивный эффект на все сферы жизни человека, и один из самых тяжелых ударов пришелся на мировую экономику. О дисбалансе на международном рынке капиталов свидетельствуют данные главы Международного валютного фонда К. Георгиевой, по утверждению которой на начало 2020 г. пришелся крупнейший в истории отток капиталов из развивающихся стран - 83 млрд долл. США [7].

В Российской Федерации, являющейся крупнейшей страной с развивающейся экономикой, офшорные зоны используются в двух направлениях:

- легальном (перевод средств на оказание услуг по договорам, оформление долгосрочных займов, владение и ведение деятельности группы компаний с международным сотрудничеством, привлечение инвестиций, внедрение эффективных юридических механизмов, которых нет в национальном праве и т.д.);

- нелегальном (уклонение от уплаты налогов и сборов, легализация средств, полученных преступным путем, рейдерство, сокрытие кредиторской задолженности, финансовые махинации и т.д.).

Вывоз капитала за таможенные границы Российской Федерации представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Об этом свидетельствует динамика показателей платежного баланса за последние десять лет. Платежный баланс можно назвать ведомостью или официальным отчетом о сделках государства, компаний, банков и населения с зарубежьем или с нерезидентами. По данным Центрального банка России, в I квартале текущего года в условиях пандемии и сопутствующих ограничительных мер произошло беспрецедентное сжатие мирового потребления нефти, вызвавшее падение ее цены до многолетних минимумов. В сочетании с общим ухудшением внешнего спроса в условиях ожидаемой рецессии в мировой экономике это привело к заметному сокращению экспорта и профицита счета текущих операций. Покупки нерезидентами российских государственных облигаций на вторичном рынке сменились во второй половине I квартала их нетто-продажами в условиях снижения склонности глобальных инвесторов к риску на фоне распространения COVID-19. В таких условиях приток прямых иностранных инвестиций в российский небанковский частный сектор в I квартале 2020 г. уменьшился почти до нуля [8]. По итогам третьего квартала 2020 г. платежный баланс России в целом сохранил кризисную структуру (см. табл. 2).

Таблица 2

Вывоз и ввоз частного капитала по данным

финансового счета платежного баланса России

(млрд долл. США)

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 за 9 мес.
Чистый ввоз (-)/вывоз (+) капитала +81,4 +53,9 +60,3 +152,1 +57,1 +18,5 +24,1 - - -
Сальдо финансовых операций частного сектора (чистое кредитование (+)/чистое заимствование (-)) - - - - - - - +65,5 +22,6 +35,6

Источник: Центральный банк России [9].

Чистое кредитование (чистое заимствование) - это итог чистого приобретения активов за вычетом чистого принятия обязательств. Следовательно, чистое кредитование показывает, что значительная доля российских инвестиций ежегодно уходит за рубеж, при этом экспорт капитала значительно превышает его импорт. В кризисной экономической ситуации стабильно существенная доля российских инвестиций уходила в офшорные зоны. Чистый вывоз капитала из России частным сектором за январь - сентябрь 2020 г. увеличился на 66,4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 г. и составил 35,6 млрд долл. США. По итогам 2019 г. данный показатель составлял 21,4 млрд долл. США. Значительное увеличение вывоза капитала из России за период 2019 - 2020 гг. показывает недоверие к национальной экономике со стороны инвесторов.

Проанализировав официальные данные Центрального банка России, можно установить государства - лидеры по объему оттока национальных прямых инвестиций за последние пять лет (см. табл. 3).

Таблица 3

Общие исходящие прямые инвестиции

из Российской Федерации (млн долл. США)

Страна На начало 2016 г. На начало 2017 г. На начало 2018 г. На начало 2019 г. На начало 2020 г.
Кипр 104 419,1 141 508,2 175 217,4 166 397,5 203 080,5
Австрия 21 767,4 21 619,3 30 943,8 26 710,4 26 641,7
Нидерланды 53 914,7 53 807,9 48 493,3 40 414,8 34 542,9
Швейцария 16 068,7 17 806,2 20 160,3 17 759,9 16 826,6
Соединенное Королевство 7 694,9 8 687,3 9 091,2 6 378,2 18 984,2
Сейшелы -262,3 -211,7 -39,1 -47,3 -4,6
Соединенные Штаты Америки 6 156,9 7 219,7 6 775,8 7 332,3 6 381,5
Багамы 4 199,4 6 683,7 5 170,6 8 805,8 5 946,3
Виргинские острова, Британские 33 803,6 37 987,7 41 666,6 11 276,6 5 567,2

Источник: Центральный банк России [10].

Справедливо заметим, что наибольшее количество прямых инвестиций по состоянию на начало 2020 г. за рубеж было отправлено на Кипр, в Нидерланды, Австрию и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а также возрос вывоз капитала в Сингапур и в Германию: соответственно 10 827,6 и 8 739,5 млн долл.

В XXI в. в планетарном масштабе ежегодно наблюдается рост абсолютных значений объемов средств в офшорах. Современные экономисты считают, что точная оценка объема капитала в офшорах позволяет понять уровень неравенства в мире, иными словами, отношение доходов богатых граждан к доходам бедных в каждом государстве. Сегодня активная политика деофшоризации стала одной из первостепенных задач в международном сотрудничестве. Процесс активного вовлечения зарубежных стран в регулирование офшорного бизнеса начался после потери значительного числа рабочих мест на внутренних рынках труда по причине перемещения производства в страны с низкой заработной платой и большим количеством трудоспособного населения. Главный способ ведения борьбы - ликвидация офшоров или, по крайней мере, изменение их статуса и повышение "прозрачности" [11].

На международном уровне анализ механизма действия офшорных зон проводят такие организации, как Financial Action Task Force (ФАТФ) - Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, включающая 39 юрисдикций (в том числе и Россию); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в составе которой 37 государств, на правах отдельного члена принимает участие Европейская комиссия.

В 2014 г. Федеральным законом N 325-ФЗ была ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (составитель ОЭСР), создание которой обусловливалось сотрудничеством в борьбе с уклонением от уплаты налогов через обмен информацией (по запросу, автоматически или спонтанно) и проведение совместных налоговых проверок [12]. Субъектами антиофшорной компании в Российской Федерации являются Министерство финансов РФ, Федеральная Налоговая служба (далее - ФНС), Федеральная таможенная служба, Центральный банк России, коммерческие банки и, конечно, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", который обязал всех налогоплательщиков раскрыть свое прямое или косвенное участие в иностранных организациях [13]. В октябре 2017 г. Правительством РФ обсуждался проект постановления о принудительной деофшоризации ведущих компаний страны: "Газпрома", "Башнефти", "Норникеля", "Гознака", "Роснефти", крупных аптечных и розничных сетей, сотовых операторов и некоторых других [14]. Рассматривалась возможность лишения системообразующих компаний России с отечественными активами, но зарегистрированных в иностранной юрисдикции, государственной поддержки, контрактов и кредитов ВЭБ. Однако Правительство РФ пришло к выводу о том, что перевод отраслеобразующих компаний в юрисдикцию России будет препятствовать их лидирующему положению на международном рынке и повлечет неисполнение внешнеэкономических контрактов. К тому же многие дочерние предприятия располагают внушительными долями иностранных инвестиций, а их перевод в исключительное правовое поле РФ может повлечь прекращение сотрудничества, что является рычагом воздействия России на иные международные рынки.

Не следует приравнивать политику деофшоризации к борьбе с налоговыми льготами офшоров. В первую очередь это противостояние "черным" зонам. В черный список включаются зоны, которые осуществляют неприемлемую конкуренцию в сфере налогов, не имеют устойчивой законодательной базы, которая бы могла защитить действующий на их территории бизнес, не обладают достаточным количеством соглашений о ликвидации двойного налогообложения, уличены в сокрытии капиталов, полученных нелегальным путем. ФНС России ежегодно обновляет антисписок государств, которые не обеспечивают обмена информацией с Россией для целей налогообложения, и по состоянию на 2020 г. количество таких стран приравнивается к 98 [15]. Активно развиваются официальные интернет-порталы перечисленных министерств и служб РФ, появляются рубрики "международное налогообложение", "противодействие международному уклонению от налогообложения", "список офшорных юрисдикций" и др.

Важным инструментом сотрудничества в налоговой сфере являются двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН), которые помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, возникающее при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны. На сегодняшний день Россия заключила подобные договоры с 94 юрисдикциями [16]. Нельзя не отметить, что этому процессу мешают санкции против России, введенные после присоединения Крыма в 2014 г.

25 марта 2020 г. Президент России Владимир Путин обратился к соотечественникам по поводу разработанных мер, направленных на стабилизацию кризиса, вызванного COVID-19, на поддержку бизнеса, медицинского персонала и населения. Президент России ввел налог на вывод дивидендов за рубеж в размере 15%, то есть не забыл про офшоры [17]. Владимир Путин считает, что необходимо начать с административных территорий, особенно популярных у россиян: с Кипра и Нидерландов. С теми, кто не согласится, могут разорвать соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН). При этом фирма не должна быть зарегистрирована в черном списке стран-офшоров, а налоговые органы должны узнать о счетах, на которые зачислены дивиденды, в течение 180 дней.

Представим итоги нашего исследования в форме выводов и рекомендаций:

- офшоры способствуют развитию конкурентного рынка привлечения иностранных капиталов, оптимизируют налоговую политику государств, дают возможность субъектам бизнеса свободно выйти на внешний экономический рынок;

- офшорные зоны для ряда стран стали инструментом пополнения национального бюджета, однако странам с развивающейся экономикой перераспределение капитала наносит существенный вред;

- движение капиталов в масштабах мировой экономики стало неконтролируемым, что потребовало от международных организаций включения в процесс его регулирования;

- у России особенный вид офшоризации, направленный прежде всего на защиту права собственности, что отличается от офшоризации экономически развитых стран;

- за девять месяцев 2020 г. показатель вывоза капитала существенно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.;

- в начале 2010-х гг. XXI в. Россия, как и многие иностранные юрисдикции, взяли курс на проведение политики деофшоризации, заключающейся в особом контроле и противодействии незаконной налоговой оптимизации в офшорных зонах;

- отечественное законодательство не преследует цели тотального запрета на ведение офшорного бизнеса, главное - это обеспечение прозрачности размещения капиталов и активов за границей, своевременный обмен налоговой информацией и ее раскрытие в отношении налоговых льгот;

- запущенный механизм деофшоризации дал толчок к формированию новых экономико-правовых условий, но, несмотря на ряд уже имеющихся законодательных актов, их применение началось только в 2015 - 2017 гг.;

- ожидаемо, что в будущем в России при использовании нелегальных офшорных схем налоговые последствия будут существенно ужесточаться.

Представляется, что для России перспектива в сфере деофшоризации бизнеса - это создание эффективной национальной системы для возвращения вывезенных капиталов и активов на основе принципов экономической рациональности и социальной справедливости, то есть построение ее не на разовых мероприятиях, а на комплексном научно-практическом подходе, совместно разработанном видными представителями финансов и права. Крайне необходимо также развивать конструктивный диалог и взаимодействие органов государственной власти России и крупного бизнеса в целях совершенствования законодательства в сфере деофшоризации.

Список литературы

1. Жильцова Ю.В., Жильцова А.В. Русско-германская таможенная война и торговые договоры 1893 и 1904 гг. Часть I // Международный бухгалтерский учет. Том 21. N 13, 14. 2018. С. 652 - 866.

2. Смирнов Е.Н. Офшорные схемы в современном международном движении капитала: особенности и механизмы противодействия // Вестник Евразийской науки. N 5, 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://esj.today/PDF/66ECVN518.pdf.

3. Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Регулирование процесса деофшоризации в Российской Федерации на современном этапе // Журнал: Российское предпринимательство. Том 19. N 5. 2018. С. 351 - 367.

4. Катасонов В.Ю. Ограбление России. Новый мировой порядок. Офшоры и "теневая" экономика. М.: Книжный мир, 2014 [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/br/?b=270975&p=1.

5. Кривошапова С.В., Алимаева Д.С., Кейс А.Д. Проблема нелегального оттока капитала за рубеж и легализации доходов, полученных преступным путем // Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 7. N 2. 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nelegalnogo-ottoka-kapitala-za-rubezh-i-legalizatsii-doho....

6. Регистрация компании на Британских Виргинских островах в 2020 году [Электронный ресурс] // Портал InternationalWealth.info. URL: https://internationalwealth.info/offshore-company-formation/company-registration-in-the-british-virg....

7. МВД: коронавирус привел к крупнейшему оттоку капитала из стран с развивающейся экономикой [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/8059105.

8. Платежный баланс России. N 1 (3), I квартал 2020 года. Информационно-аналитический комментарий [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://arb.ru/upload/iblock/6ff/CB-16-04.pdf.

9. Платежный баланс. Финансовые операции частного сектора [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/.

10. Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/.

11. Васильева А. Офшорная тревога / А. Васильева // Коммерсантъ Деньги. 2013. N 4. С. 42 - 48.

12. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) (с изм. и доп. от 27.05.2010) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/.

13. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/.

14. Яковлев А.А. Особенности антиофшорных мер в рамках современной системы наднационального и внутригосударственного регулирования // Вестник экономической безопасности. 2019;(3):331-4 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-antioffshornyh-mer-v-ramkah-sovremennoy-sistemy-nadnat....

15. Приказ Федеральной налоговой службы от 11.10.2019 N ММВ-7-17/511@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и о признании утратившим силу Приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@" (зарегистрирован 15.11.2019 N 56522) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201911180025?index=4&rangeSize=1.

16. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/.

17. Государство заработает на выводе денег за рубеж [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/03/25/826253-gosudarstvo-zarabotaet.

Ю.В. Жильцова

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры судебной экспертизы

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

Нижний Новгород, Российская Федерация

И.Р. Саванина

Студент юридического факультета

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

Нижний Новгород, Российская Федерация

Подписано в печать

25.11.2020


Свяжитесь с нами