"Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПАССИВАХ В БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Предмет. Содержание бухгалтерского баланса как одного из основных источников отчетной информации определяется положениями нормативных актов с учетом потребностей пользователей. Его формат и содержание различаются в зависимости от сектора экономики, к которому принадлежит отчитывающаяся организация. Актуальность исследования обусловлена вступлением в силу нового федерального стандарта, устанавливающего формат и содержание бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, в организациях частного сектора.
Цели. Проведение сравнительного анализа пассивов как одного из системообразующих элементов бухгалтерского баланса организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики.
Методология. В процессе исследования использовались общенаучные методы, включая анализ, систематизацию, сравнение и обобщение нормативных источников и научной литературы по теме исследования.
Результаты. На основании исследования определения и содержания пассива, сходства и отличий его составляющих в организациях рассматриваемых секторов выявлено, что состав пассивов баланса не совпадает в части источников финансирования деятельности и во многом схож в части заемных средств - обязательств. Предложено изменить отражение доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов в балансе организаций бюджетной сферы.
Выводы. Экономическое содержание источников финансирования деятельности организаций рассматриваемых секторов принципиально различается. Единственным сопоставимым элементом является финансовый результат.
Область применения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также для научных исследований.
Традиционно бухгалтерский баланс рассматривается пользователями отчетности в качестве основного источника информации о составе объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность экономического субъекта, и источников их формирования.
Исследованию бухгалтерского баланса, его роли в раскрытии экономической информации, особенностям формирования показателей посвящены труды многих авторов [1 - 7]. Активы баланса неоднократно были предметом научных изысканий [8 - 12]. При этом пассивы намного реже привлекают внимание ученых [13 - 16].
На наш взгляд, это является определенным упущением, поскольку пассивы как основной системообразующий элемент баланса имеют особенности раскрытия информации в балансе организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики. Но несмотря на это, в рамках выработки единых методологических и методических подходов полагаем, что существуют направления для улучшения представления отчетной информации в балансе организаций бюджетной сферы с учетом наработок в каждом секторе.
В основу баланса положено балансовое равенство, согласно которому для любых экономических субъектов сумма активов равняется сумме пассивов. В соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете активы являются отдельным учетным объектом и раскрываются в активе баланса, в то время как пассивы баланса представлены двумя учетными объектами - обязательствами и источниками финансирования деятельности.
Несмотря на общее понимание термина "пассивы", его определения на нормативном уровне не существовало. Впервые оно было закреплено в новом Федеральном стандарте ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" (далее - ФСБУ 4/2023) <1>, который обязателен для применения организациями частного сектора экономики начиная с годовой отчетности за 2025 г. Как следует из п. 12 ФСБУ 4/2023, пассивом является совокупность показателей бухгалтерского баланса, представляющих обязательства и источники финансирования деятельности экономического субъекта. Для организаций бюджетной сферы определения пассивов в нормативных правовых актах нет, в связи с этим считаем возможным распространить указанное определение и на бюджетную сферу.
--------------------------------
<1> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность": Приказ Минфина России от 04.10.2023 N 157н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472684/.
Рассмотрим поэлементный состав пассивов в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы, коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с Приказами Минфина России N 33н <2>, 191н <3>, 157н <4>. В целях сравнительного анализа разделы пассива баланса представлены в табл. 1.
--------------------------------
<2> Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112540/.
<3> Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 30.09.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108797/.
<4> Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 27.04.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/.
Таблица 1
Раскрытие информации о пассивах в балансе организаций
бюджетной сферы и частного сектора экономики
Бухгалтерский баланс организаций бюджетной сферы | Бухгалтерский баланс коммерческих организаций | Бухгалтерский баланс некоммерческих организаций |
III. Обязательства | III. Капитал | III. Целевое финансирование |
IV. Финансовый результат | IV. Долгосрочные обязательства | IV. Долгосрочные обязательства |
- | V. Краткосрочные обязательства | V. Краткосрочные обязательства |
Источник: авторская разработка по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.
Разный состав пассивов обусловил и разное представление о них в бухгалтерском балансе организаций рассматриваемых секторов экономики.
Как видно из табл. 1, такой раздел, как "обязательства", является элементом пассива баланса во всех организациях. Определение обязательств приведено для организаций бюджетной сферы в п. 39 ФСБУ ГС "Концептуальные основы" <5>, для организаций частного сектора экономики - в п. 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <6>. В целом, определения в приведенных источниках идентичны, и под обязательством понимается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. При этом информация об обязательствах раскрывается в балансах по-разному.
--------------------------------
<5> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора": Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н (ред. от 13.09.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/.
<6> Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17312/.
Состав обязательств в бухгалтерских балансах организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики в соответствии с Приказами Минфина России N 33н, 191н, 157н представлен в табл. 2.
Таблица 2
Раскрытие информации об обязательствах в балансе
организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики
Бухгалтерский баланс организаций бюджетной сферы (укрупненно) | Бухгалтерский баланс организаций частного сектора экономики |
III. Обязательства - Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам - Кредиторская задолженность по выплатам - Расчеты по платежам в бюджеты - Иные расчеты - Кредиторская задолженность по доходам - Расчеты с учредителем <*> - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих расходов |
IV. Долгосрочные обязательства - Заемные средства - Отложенные налоговые обязательства - Оценочные обязательства - Прочие долгосрочные обязательства |
V. Краткосрочные обязательства - Заемные средства - Кредиторская задолженность - Оценочные обязательства - Прочие краткосрочные обязательства |
Примечание. <*> - строка представлена только для бюджетных и автономных учреждений.
Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.
По требованиям нормативных правовых актов ФСБУ ГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" <7> и ФСБУ 4/2023 обязательства в бухгалтерском балансе представляются в зависимости от срока погашения. Для этого в балансе организаций частного сектора экономики предусмотрены два раздела - "долгосрочные обязательства" и "краткосрочные обязательства", а в организациях бюджетной сферы из общей величины определенного вида обязательств отдельной строкой выделяется долгосрочная часть. К таким статьям относятся расчеты с кредиторами по долговым обязательствам, кредиторская задолженность по выплатам и по доходам.
--------------------------------
<7> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности": Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н (ред. от 13.12.2019). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216118/.
Проведем сравнительный анализ раскрытия отдельных статей обязательств.
Как видно из табл. 2, в балансе организаций бюджетной сферы обязательства представлены более подробно, с выделением отдельных видов кредиторской задолженности - задолженности по выплатам, по доходам, по платежам в бюджет и иным расчетам.
На рис. 1 представлен состав кредиторской задолженности, подлежащей раскрытию в отдельных строках баланса организаций бюджетной сферы в соответствии с Приказами Минфина России N 33н и 191н.
Состав кредиторской задолженности, подлежащей раскрытию
в отдельных строках баланса организаций бюджетной сферы
┌──────────────────────────┐
│ ├──────────────────────────────────────────────┐
│ │- Задолженность поставщикам и подрядчикам, │
│Кредиторская задолженность│ персоналу, получателям пособий и иных │
│ по выплатам (стр. 410) │ социальных выплат, задолженность по │
│ │ межбюджетным трансфертам и др. │
│ ├──────────────────────────────────────────────┘
└──────────────────────────┘
┌──────────────────────────┐
│ ├──────────────────────────────────────────────┐
│ Расчеты по платежам │- Задолженность по налогам, сборам, страховым │
│ в бюджет (стр. 420) │ взносам и прочим платежам в бюджет │
│ ├──────────────────────────────────────────────┘
└──────────────────────────┘
┌──────────────────────────┐
│ ├──────────────────────────────────────────────┐
│ │- Задолженность по средствам, полученным │
│ Иные расчеты (стр. 430) │ во временное распоряжение, │
│ │ по внутриведомственным и прочим расчетам │
│ ├──────────────────────────────────────────────┘
└──────────────────────────┘
┌──────────────────────────┐
│ ├──────────────────────────────────────────────┐
│Кредиторская задолженность│- Задолженность по авансам полученным │
│ по доходам (стр. 470) │ и задолженность по возмещению ущерба │
│ ├──────────────────────────────────────────────┘
└──────────────────────────┘
Рисунок 1
Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н.
Вместе с тем в организациях частного сектора экономики кредиторская задолженность представляется свернуто. При необходимости кредиторская задолженность может быть детализирована экономическим субъектом с учетом требования существенности.
Строка баланса "расчеты с учредителями" заполняется бюджетными и автономными учреждениями для учета расчетов с учредителем в части операций с недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно в силу законодательства. У казенных учреждений такая строка отсутствует. В балансе организаций частного сектора экономики расчеты с учредителями в части задолженности по выплате доходов отражаются в составе общей кредиторской задолженности экономического субъекта. Таким образом, смысловое содержание расчетов с учредителями в балансе рассматриваемых организаций кардинально различается.
В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].
--------------------------------
<8> Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения": Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ред. от 30.05.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365338/.
<9> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (вместе с ФСБУ 5/2019...): Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348523/.
<10> Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/.
Одним из наиболее сложных объектов учета являются оценочные обязательства, которые отражаются в учете посредством создания резервов предстоящих расходов. Как видно из табл. 2, названия строк, предусмотренных для отражения в балансе оценочных обязательств, различаются, хотя по сути предназначены для раскрытия информации об аналогичных учетных объектах. Авторы уже вносили свои предложения по поводу применения единых терминов для отражения оценочных обязательств [18]. По нашему мнению, Минфину России следует рассмотреть вопрос о переименовании строки "резервы предстоящих расходов" в балансе организаций бюджетной сферы на строку "оценочные обязательства".
В составе долгосрочных обязательств в балансе коммерческих организаций присутствует строка "отложенные налоговые обязательства", предназначенная для отражения соответствующего учетного объекта, обусловленного применением ПБУ 18/02 <11>, аналога которому в бухгалтерском (бюджетном) учете нет.
--------------------------------
<11> Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40313/.
В балансе организаций частного сектора экономики также представлены строки "прочие долгосрочные обязательства" и "прочие краткосрочные обязательства". В их составе должны быть представлены иные обязательства, не нашедшие отражения в других строках. Например, в составе прочих долгосрочных обязательств может быть показана кредиторская задолженность со сроком погашения более года после отчетной даты, инвестиционный налоговый кредит и др. При наличии особенных, специфичных обязательств в организациях бюджетной сферы они подлежат раскрытию в балансе по строке "иные расчеты" (рис. 1). Таким образом, исходя из особенностей деятельности организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики эти строки несопоставимы по своему содержанию в балансе.
Далее проведем сравнительный анализ источников финансирования деятельности организаций и их представления в балансе.
В документах, регламентирующих бухгалтерский учет, определение источников финансирования деятельности и их состав не приводятся. В экономической литературе принято выделять собственные и заемные источники финансирования (далее - источники). Заемные источники представлены обязательствами, рассмотренными ранее, а собственные - собственным капиталом. Такой подход используется в организациях частного сектора экономики. В организациях бюджетной сферы источники также включают заемные средства, а собственного капитала как такового нет. Вместе с тем особенности финансового обеспечения деятельности организаций бюджетной сферы накладывают отпечаток на организацию учета в разрезе источников финансирования в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н (по кодам финансового обеспечения - КФО) <12>. Такими источниками являются:
- для главных администраторов бюджетных средств, администраторов и получателей бюджетных средств:
1) бюджетная деятельность (КФО 1);
2) приносящая доход деятельность (КФО 1);
3) средства во временном распоряжении (КФО 3);
4) деятельность за счет средств обязательного медицинского страхования (КФО 1);
- для бюджетных и автономных учреждений:
1) деятельность с целевыми средствами (КФО 5, 6);
2) субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4);
3) приносящая доход деятельность (КФО 2);
4) средства во временном распоряжении (КФО 3);
5) деятельность за счет средств обязательного медицинского страхования (КФО 7).
--------------------------------
<12> В статье не рассматриваются особенности финансового обеспечения деятельности органов казначейства. - Прим. авт.
В отчетности, в том числе в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы, информация раскрывается по источникам финансирования укрупненно в зависимости от типа учреждения. Например, в бухгалтерском балансе бюджетных и автономных учреждений активы и пассивы представлены отдельно в разрезе деятельности по выполнению задания и деятельности, приносящей доход, в составе которой объединяются объекты от собственных доходов, средств ОМС и средств во временном распоряжении.
Определение капитала содержится в п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, согласно которому капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. Величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами и представлена как итог третьего раздела бухгалтерского баланса.
Далее проведем сравнительный анализ статей третьего раздела баланса для коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с положениями ФСБУ 4/2023.
Как видно из табл. 3, собственные источники финансирования коммерческих и некоммерческих организаций частного сектора экономики отличаются друг от друга, что обусловлено целями их создания и спецификой деятельности. Отдельные аспекты учета и представления источников финансирования в балансе организаций частного сектора экономики также исследовались в литературе [19, 20].
Таблица 3
Состав статей III раздела бухгалтерского баланса
организаций частного сектора экономики
Бухгалтерский баланс коммерческих организаций | Бухгалтерский баланс некоммерческих организаций |
III. Капитал - Уставный капитал - Собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций - Накопленная дооценка внеоборотных активов - Добавочный капитал (без накопленной дооценки) - Резервный капитал - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
III. Целевое финансирование <*> - Паевой фонд - Целевой капитал - Целевые средства - Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества - Резервный фонд - Прочие целевые фонды и др. |
Примечание. <*> - исходя из текста п. 22 ФСБУ 4/2023 состав статей раздела определяется организацией самостоятельно в зависимости от организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности.
Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.
По сравнению с форматом бухгалтерского баланса, установленным Приказом Минфина России N 66н <13>, в формате, закрепленном в новом стандарте, для коммерческих организаций изменились названия некоторых статей без изменения их содержания. Такими статьями являются "накопленная дооценка внеоборотных активов" и "добавочный капитал (без накопленной дооценки)". Изменениям по существу подверглась статья "собственные акции, выкупленные у акционеров", теперь она называется "собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций". Исходя из нового названия можно сделать вывод, что в этой строке раскрывается информация о дебиторской задолженности акционеров по неоплаченным акциям, которая ранее отражалась в активе баланса. Теперь этот показатель является корректирующим к величине уставного капитала.
--------------------------------
<13> О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) (документ утратил силу). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/.
Для некоммерческих организаций в обновленном формате баланса в третьем разделе изменений не произошло. По-прежнему отчетная информация представляется исходя из организационно-правовой формы некоммерческой организации и источников образования имущества.
Пассив организаций бюджетной сферы представлен совокупностью обязательств и финансового результата. Как такового собственного капитала в его понимании для коммерческих организаций в организациях бюджетной сферы нет. Это связано с тем, что при создании бюджетного и автономного учреждения оно наделяется имуществом на праве оперативного управления (для земельных участков - на праве бессрочного пользования), при этом право собственности на такое имущество сохраняется за публично-правовым образованием - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В результате наделения имуществом в учреждении уставный капитал не формируется, но отражаются расчеты с учредителем по закрепленному имуществу в качестве источника его происхождения. Также действующим законодательством не предусмотрено формирование добавочного и резервного капиталов. Единственным сопоставимым элементом собственного капитала является финансовый результат, который при использовании метода начисления определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода.
Принципиальным отличием представления отчетной информации организациями бюджетной сферы от частного сектора экономики является формирование показателей финансового результата. Это выражается в том, что финансовый результат в организациях бюджетной сферы определяется и представляется в отчете о финансовых результатах согласно ресурсному подходу - в разрезе видов деятельности и источников их финансирования, а в коммерческих организациях - согласно функциональному подходу - в разрезе основной и прочих видов деятельности. В балансе финансовый результат организаций частного сектора экономики представляется свернуто, как итоговый результирующий показатель на отчетную дату, в виде нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Поскольку организации бюджетной сферы не создаются для целей извлечения прибыли, по их деятельности определяется положительный или отрицательный финансовый результат, который раскрывается в балансе в разрезе источников финансирования (видов деятельности).
Настоящая статья посвящена актуальным вопросам раскрытия информации о пассивах в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики. При отсутствии определения пассива в нормативных актах для организаций бюджетной сферы считаем возможным использовать его определение, приведенное в ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность".
Анализ составляющих элементов пассива позволил сделать следующие выводы и рекомендации.
Определения обязательств в нормативных актах для организаций рассматриваемых секторов экономики идентичны, но информация о них раскрывается в балансах по-разному. Так, для организаций частного сектора предусмотрены отдельные разделы для представления долгосрочных и краткосрочных обязательств, а в балансах организаций бюджетной сферы обязательства отражаются в одном разделе с выделением долгосрочной части по отдельным видам задолженности и более подробно по статьям.
Выявлены отдельные виды обязательств, характерные только для бюджетной сферы или же частного сектора экономики. Например, к таким видам относятся отложенные налоговые обязательства, обусловленные применением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", аналога которым в бухгалтерском (бюджетном) учете нет.
Таким образом, исходя из особенностей деятельности организаций можно заключить, что некоторые учетные объекты и соответствующие им строки в балансе несопоставимы по своему содержанию в контексте рассматриваемых секторов экономики.
В составе обязательств организаций бюджетной сферы одной из наиболее существенных статей является статья "доходы будущих периодов", в которой отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Считаем возможным предложить Минфину России ввести отдельную строку в балансе для отражения их как особого вида обязательств по выполнению задания.
В отличие от бюджетной сферы доходы будущих периодов гораздо реже встречаются в практике организаций частного сектора экономики. Несмотря на то что в обновленном формате баланса согласно ФСБУ 4/2023 этот объект не нашел отражения в перечне минимальных показателей для раскрытия, информацию о нем следует приводить в случае существенности его величины.
Специфическим учетным объектом учета являются оценочные обязательства, состав которых является схожим для обоих секторов экономики. Вместе с тем для их отражения в балансе отсутствует терминологическое единство. В связи с этим предлагается заменить название строки "резервы предстоящих расходов" на "оценочные обязательства" в балансе организаций бюджетной сферы.
Собственные источники финансирования для коммерческих организаций представлены совокупностью капитала и финансовых результатов, для некоммерческих - показателями целевого финансирования.
Для коммерческих организаций важным изменением представления информации о расчетах с учредителями по приобретенным, но неоплаченным акциям в соответствии с ФСБУ 4/2023 стало перенесение дебиторской задолженности в качестве корректирующей величины из актива в пассив баланса. Для организаций бюджетной сферы в силу законодательства отсутствует уставный, добавочный и резервный капиталы. При этом расчеты с учредителями имеют разную природу и несопоставимы по своему содержанию, поскольку в бюджетных и автономных учреждениях расчеты с учредителем по закрепленному имуществу отражаются в качестве источника его происхождения. Таким образом, экономический смысл рассматриваемых расчетов с учредителями в организациях бюджетной сферы и частного сектора экономики кардинально различается.
Единственным сопоставимым элементом капитала является финансовый результат, который в балансе организаций частного сектора экономики представляется свернуто, а в балансе организаций бюджетной сферы раскрывается в разрезе источников финансирования (видов деятельности).
Список литературы
1. Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский баланс: развитие методики его формирования в системе российских бухгалтерских стандартов // Бухучет в здравоохранении. 2023. N 9. С. 37 - 45. URL: https://doi.org/10.33920/med-17-2309-03. EDN: NXJSII.
2. Залевская Н.А., Иголкина В.В., Новосельцева С.Н. Бухгалтерский баланс и использование его статей для анализа и улучшения финансового состояния хозяйствующего субъекта // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. N 5 (96). С. 76 - 84. URL: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2022-5-76-84. EDN: WWVSHN.
3. Ковалев В.В. Бухгалтерский баланс в исторической ретроспективе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2011. N 3. С. 85 - 99. EDN: OCVMJL.
4. Колесник Н.Ф., Иртуганов Р.Р. Аналитическая емкость бухгалтерского баланса промышленного предприятия в формате МСФО и РСБУ // Управленческий учет. 2021. N 1. С. 31 - 39. EDN: TWOSFV.
5. Куликова Л.И., Солнцева А.А. Исследование современного состояния бухгалтерского баланса как источника информации о финансовом положении организации // Финансы и учетная политика. 2019. N 3. С. 17 - 24. EDN: IIMCZH.
6. Солдаткина О.А. Эволюция от бухгалтерского баланса до отчета о финансовом положении согласно МСФО // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. N 5. С. 153 - 156. EDN: OBHUJW.
7. Сорокина Е.М. Организационные аспекты подготовки отчетности как источника информации для оценки финансового состояния бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. N 2. С. 239 - 247. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2022.32(2).239-247. EDN: XCOPLQ.
8. Копылова Е.К., Копылова Т.И. Формирование учетной информации о внеоборотных активах с использованием упрощенных способов // Международный бухгалтерский учет. 2022. Т. 25. Вып. 5. С. 561 - 583. URL: https://doi.org/10.24891/ia.25.5.561. EDN: RSKHSY.
9. Клычова Г.С., Сахапов Б.Р. Состав нефинансовых активов и их квалификационные характеристики // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 3. С. 264 - 277. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27.3.264. EDN: AKRSLK.
10. Куликова Л.И., Солнцева А.А. Формирование показателей бухгалтерского баланса о внеоборотных активах: действующая практика и направления совершенствования // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 6. С. 650 - 662. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.6.650. EDN: UUGVVR.
11. Печенникова Г.Г., Одаховская Д.А., Пятак А.А. Практические аспекты применения ФСБУ "Основные средства" // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. N 4. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(4).1. EDN: BYEHMJ.
12. Одаховская Д.А., Печенникова Г.Г. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств, нематериальных активов и амортизационных отчислений в целях развития и совершенствования подходов к оценке имущества компании // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. N 1. С. 113 - 122. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2019.29(1)113-122. EDN: AJHWTF.
13. Бубнов В.А., Одаховская Д.А., Пятак А.А. Отражение заемных средств в российской и зарубежной практике // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. N 1. С. 67 - 77. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2022.32(1).67-77. EDN: IHHWIE.
14. Селезнева И.П., Остаев Г.Я., Клычова Г.С. и др. Капитал как экономическая категория. Элементы капитала как объекты бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 5. С. 518 - 540. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27.5.518. EDN: WBXNNI.
15. Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю. Классификация и представление собственного капитала в финансовой отчетности по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 4. С. 366 - 386. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27A366. EDN: AAJVIN.
16. Котова К.Ю., Шакирова Н.Н. Проблемы учета капитала и обязательств в условиях реформирования экономических процессов и внедрения международных стандартов финансовой отчетности // Вестник университета. 2022. N 1. С. 130 - 137. URL: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-1-130-137. EDN: EXJZHK.
17. Арбатская Т.Г., Путырская Я.В. Доходы будущих периодов: развитие правил учета и отражения в отчетности // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. N 2. С. 417 - 428. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2023.14(2).417-428. EDN: TSIRKJ.
18. Арбатская Т.Г., Путырская Я.В. Оценочные обязательства как объект бухгалтерского учета в государственном и негосударственном секторах экономики // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. N 1. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(1).4. EDN: DKFKVD.
19. Дружиловская Т.Ю. Современные проблемы учета активов, обязательств и капитала коммерческих и некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 7. С. 2 - 8. EDN: CHHYFF.
20. Копылова Е.К., Копылова Т.И. Особенности учета и нормативного регулирования источников формирования активов субъектов малого предпринимательства // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 12. С. 1343 - 1363. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.12.1343. EDN: ZTFCMA.
Т.Г. Арбатская
Ответственный автор,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры
бухгалтерского учета и налогообложения
Байкальский государственный университет (БГУ)
Иркутск, Российская Федерация
Я.В. Путырская
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры
бухгалтерского учета и налогообложения
Байкальский государственный университет (БГУ)
Иркутск, Российская Федерация
Подписано в печать
06.03.2025