Раскрытие информации о пассивах в балансе организаций. Сравнительный анализ.


"Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПАССИВАХ В БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Предмет. Содержание бухгалтерского баланса как одного из основных источников отчетной информации определяется положениями нормативных актов с учетом потребностей пользователей. Его формат и содержание различаются в зависимости от сектора экономики, к которому принадлежит отчитывающаяся организация. Актуальность исследования обусловлена вступлением в силу нового федерального стандарта, устанавливающего формат и содержание бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, в организациях частного сектора.

Цели. Проведение сравнительного анализа пассивов как одного из системообразующих элементов бухгалтерского баланса организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики.

Методология. В процессе исследования использовались общенаучные методы, включая анализ, систематизацию, сравнение и обобщение нормативных источников и научной литературы по теме исследования.

Результаты. На основании исследования определения и содержания пассива, сходства и отличий его составляющих в организациях рассматриваемых секторов выявлено, что состав пассивов баланса не совпадает в части источников финансирования деятельности и во многом схож в части заемных средств - обязательств. Предложено изменить отражение доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов в балансе организаций бюджетной сферы.

Выводы. Экономическое содержание источников финансирования деятельности организаций рассматриваемых секторов принципиально различается. Единственным сопоставимым элементом является финансовый результат.

Область применения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также для научных исследований.

Традиционно бухгалтерский баланс рассматривается пользователями отчетности в качестве основного источника информации о составе объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность экономического субъекта, и источников их формирования.

Исследованию бухгалтерского баланса, его роли в раскрытии экономической информации, особенностям формирования показателей посвящены труды многих авторов [1 - 7]. Активы баланса неоднократно были предметом научных изысканий [8 - 12]. При этом пассивы намного реже привлекают внимание ученых [13 - 16].

На наш взгляд, это является определенным упущением, поскольку пассивы как основной системообразующий элемент баланса имеют особенности раскрытия информации в балансе организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики. Но несмотря на это, в рамках выработки единых методологических и методических подходов полагаем, что существуют направления для улучшения представления отчетной информации в балансе организаций бюджетной сферы с учетом наработок в каждом секторе.

В основу баланса положено балансовое равенство, согласно которому для любых экономических субъектов сумма активов равняется сумме пассивов. В соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете активы являются отдельным учетным объектом и раскрываются в активе баланса, в то время как пассивы баланса представлены двумя учетными объектами - обязательствами и источниками финансирования деятельности.

Несмотря на общее понимание термина "пассивы", его определения на нормативном уровне не существовало. Впервые оно было закреплено в новом Федеральном стандарте ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" (далее - ФСБУ 4/2023) <1>, который обязателен для применения организациями частного сектора экономики начиная с годовой отчетности за 2025 г. Как следует из п. 12 ФСБУ 4/2023, пассивом является совокупность показателей бухгалтерского баланса, представляющих обязательства и источники финансирования деятельности экономического субъекта. Для организаций бюджетной сферы определения пассивов в нормативных правовых актах нет, в связи с этим считаем возможным распространить указанное определение и на бюджетную сферу.

--------------------------------

<1> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность": Приказ Минфина России от 04.10.2023 N 157н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472684/.

Рассмотрим поэлементный состав пассивов в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы, коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с Приказами Минфина России N 33н <2>, 191н <3>, 157н <4>. В целях сравнительного анализа разделы пассива баланса представлены в табл. 1.

--------------------------------

<2> Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112540/.

<3> Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 30.09.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108797/.

<4> Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 27.04.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/.

Таблица 1

Раскрытие информации о пассивах в балансе организаций

бюджетной сферы и частного сектора экономики

Бухгалтерский баланс организаций бюджетной сферы Бухгалтерский баланс коммерческих организаций Бухгалтерский баланс некоммерческих организаций
III. Обязательства III. Капитал III. Целевое финансирование
IV. Финансовый результат IV. Долгосрочные обязательства IV. Долгосрочные обязательства
- V. Краткосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства

Источник: авторская разработка по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.

Разный состав пассивов обусловил и разное представление о них в бухгалтерском балансе организаций рассматриваемых секторов экономики.

Как видно из табл. 1, такой раздел, как "обязательства", является элементом пассива баланса во всех организациях. Определение обязательств приведено для организаций бюджетной сферы в п. 39 ФСБУ ГС "Концептуальные основы" <5>, для организаций частного сектора экономики - в п. 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <6>. В целом, определения в приведенных источниках идентичны, и под обязательством понимается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. При этом информация об обязательствах раскрывается в балансах по-разному.

--------------------------------

<5> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора": Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н (ред. от 13.09.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/.

<6> Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17312/.

Состав обязательств в бухгалтерских балансах организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики в соответствии с Приказами Минфина России N 33н, 191н, 157н представлен в табл. 2.

Таблица 2

Раскрытие информации об обязательствах в балансе

организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики

Бухгалтерский баланс организаций бюджетной сферы (укрупненно) Бухгалтерский баланс организаций частного сектора экономики

III. Обязательства

- Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

- Кредиторская задолженность по выплатам

- Расчеты по платежам в бюджеты

- Иные расчеты

- Кредиторская задолженность по доходам

- Расчеты с учредителем <*>

- Доходы будущих периодов

- Резервы предстоящих расходов

IV. Долгосрочные обязательства

- Заемные средства

- Отложенные налоговые обязательства

- Оценочные обязательства

- Прочие долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства

- Заемные средства

- Кредиторская задолженность

- Оценочные обязательства

- Прочие краткосрочные обязательства

Примечание. <*> - строка представлена только для бюджетных и автономных учреждений.

Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.

По требованиям нормативных правовых актов ФСБУ ГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" <7> и ФСБУ 4/2023 обязательства в бухгалтерском балансе представляются в зависимости от срока погашения. Для этого в балансе организаций частного сектора экономики предусмотрены два раздела - "долгосрочные обязательства" и "краткосрочные обязательства", а в организациях бюджетной сферы из общей величины определенного вида обязательств отдельной строкой выделяется долгосрочная часть. К таким статьям относятся расчеты с кредиторами по долговым обязательствам, кредиторская задолженность по выплатам и по доходам.

--------------------------------

<7> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности": Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н (ред. от 13.12.2019). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216118/.

Проведем сравнительный анализ раскрытия отдельных статей обязательств.

Как видно из табл. 2, в балансе организаций бюджетной сферы обязательства представлены более подробно, с выделением отдельных видов кредиторской задолженности - задолженности по выплатам, по доходам, по платежам в бюджет и иным расчетам.

На рис. 1 представлен состав кредиторской задолженности, подлежащей раскрытию в отдельных строках баланса организаций бюджетной сферы в соответствии с Приказами Минфина России N 33н и 191н.

Состав кредиторской задолженности, подлежащей раскрытию

в отдельных строках баланса организаций бюджетной сферы

┌──────────────────────────┐

│ ├──────────────────────────────────────────────┐

│ │- Задолженность поставщикам и подрядчикам, │

│Кредиторская задолженность│ персоналу, получателям пособий и иных │

│ по выплатам (стр. 410) │ социальных выплат, задолженность по │

│ │ межбюджетным трансфертам и др. │

│ ├──────────────────────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐

│ ├──────────────────────────────────────────────┐

│ Расчеты по платежам │- Задолженность по налогам, сборам, страховым │

│ в бюджет (стр. 420) │ взносам и прочим платежам в бюджет │

│ ├──────────────────────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐

│ ├──────────────────────────────────────────────┐

│ │- Задолженность по средствам, полученным │

│ Иные расчеты (стр. 430) │ во временное распоряжение, │

│ │ по внутриведомственным и прочим расчетам │

│ ├──────────────────────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐

│ ├──────────────────────────────────────────────┐

│Кредиторская задолженность│- Задолженность по авансам полученным │

│ по доходам (стр. 470) │ и задолженность по возмещению ущерба │

│ ├──────────────────────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

Рисунок 1

Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н.

Вместе с тем в организациях частного сектора экономики кредиторская задолженность представляется свернуто. При необходимости кредиторская задолженность может быть детализирована экономическим субъектом с учетом требования существенности.

Строка баланса "расчеты с учредителями" заполняется бюджетными и автономными учреждениями для учета расчетов с учредителем в части операций с недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно в силу законодательства. У казенных учреждений такая строка отсутствует. В балансе организаций частного сектора экономики расчеты с учредителями в части задолженности по выплате доходов отражаются в составе общей кредиторской задолженности экономического субъекта. Таким образом, смысловое содержание расчетов с учредителями в балансе рассматриваемых организаций кардинально различается.

В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].

--------------------------------

<8> Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения": Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ред. от 30.05.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365338/.

<9> Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (вместе с ФСБУ 5/2019...): Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348523/.

<10> Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/.

Одним из наиболее сложных объектов учета являются оценочные обязательства, которые отражаются в учете посредством создания резервов предстоящих расходов. Как видно из табл. 2, названия строк, предусмотренных для отражения в балансе оценочных обязательств, различаются, хотя по сути предназначены для раскрытия информации об аналогичных учетных объектах. Авторы уже вносили свои предложения по поводу применения единых терминов для отражения оценочных обязательств [18]. По нашему мнению, Минфину России следует рассмотреть вопрос о переименовании строки "резервы предстоящих расходов" в балансе организаций бюджетной сферы на строку "оценочные обязательства".

В составе долгосрочных обязательств в балансе коммерческих организаций присутствует строка "отложенные налоговые обязательства", предназначенная для отражения соответствующего учетного объекта, обусловленного применением ПБУ 18/02 <11>, аналога которому в бухгалтерском (бюджетном) учете нет.

--------------------------------

<11> Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40313/.

В балансе организаций частного сектора экономики также представлены строки "прочие долгосрочные обязательства" и "прочие краткосрочные обязательства". В их составе должны быть представлены иные обязательства, не нашедшие отражения в других строках. Например, в составе прочих долгосрочных обязательств может быть показана кредиторская задолженность со сроком погашения более года после отчетной даты, инвестиционный налоговый кредит и др. При наличии особенных, специфичных обязательств в организациях бюджетной сферы они подлежат раскрытию в балансе по строке "иные расчеты" (рис. 1). Таким образом, исходя из особенностей деятельности организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики эти строки несопоставимы по своему содержанию в балансе.

Далее проведем сравнительный анализ источников финансирования деятельности организаций и их представления в балансе.

В документах, регламентирующих бухгалтерский учет, определение источников финансирования деятельности и их состав не приводятся. В экономической литературе принято выделять собственные и заемные источники финансирования (далее - источники). Заемные источники представлены обязательствами, рассмотренными ранее, а собственные - собственным капиталом. Такой подход используется в организациях частного сектора экономики. В организациях бюджетной сферы источники также включают заемные средства, а собственного капитала как такового нет. Вместе с тем особенности финансового обеспечения деятельности организаций бюджетной сферы накладывают отпечаток на организацию учета в разрезе источников финансирования в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н (по кодам финансового обеспечения - КФО) <12>. Такими источниками являются:

- для главных администраторов бюджетных средств, администраторов и получателей бюджетных средств:

1) бюджетная деятельность (КФО 1);

2) приносящая доход деятельность (КФО 1);

3) средства во временном распоряжении (КФО 3);

4) деятельность за счет средств обязательного медицинского страхования (КФО 1);

- для бюджетных и автономных учреждений:

1) деятельность с целевыми средствами (КФО 5, 6);

2) субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4);

3) приносящая доход деятельность (КФО 2);

4) средства во временном распоряжении (КФО 3);

5) деятельность за счет средств обязательного медицинского страхования (КФО 7).

--------------------------------

<12> В статье не рассматриваются особенности финансового обеспечения деятельности органов казначейства. - Прим. авт.

В отчетности, в том числе в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы, информация раскрывается по источникам финансирования укрупненно в зависимости от типа учреждения. Например, в бухгалтерском балансе бюджетных и автономных учреждений активы и пассивы представлены отдельно в разрезе деятельности по выполнению задания и деятельности, приносящей доход, в составе которой объединяются объекты от собственных доходов, средств ОМС и средств во временном распоряжении.

Определение капитала содержится в п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, согласно которому капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. Величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами и представлена как итог третьего раздела бухгалтерского баланса.

Далее проведем сравнительный анализ статей третьего раздела баланса для коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с положениями ФСБУ 4/2023.

Как видно из табл. 3, собственные источники финансирования коммерческих и некоммерческих организаций частного сектора экономики отличаются друг от друга, что обусловлено целями их создания и спецификой деятельности. Отдельные аспекты учета и представления источников финансирования в балансе организаций частного сектора экономики также исследовались в литературе [19, 20].

Таблица 3

Состав статей III раздела бухгалтерского баланса

организаций частного сектора экономики

Бухгалтерский баланс коммерческих организаций Бухгалтерский баланс некоммерческих организаций

III. Капитал

- Уставный капитал

- Собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций

- Накопленная дооценка внеоборотных активов

- Добавочный капитал (без накопленной дооценки)

- Резервный капитал

- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

III. Целевое финансирование <*>

- Паевой фонд

- Целевой капитал

- Целевые средства

- Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества

- Резервный фонд

- Прочие целевые фонды и др.

Примечание. <*> - исходя из текста п. 22 ФСБУ 4/2023 состав статей раздела определяется организацией самостоятельно в зависимости от организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности.

Источник: по данным Приказов Минфина России N 33н, 191н, 157н.

По сравнению с форматом бухгалтерского баланса, установленным Приказом Минфина России N 66н <13>, в формате, закрепленном в новом стандарте, для коммерческих организаций изменились названия некоторых статей без изменения их содержания. Такими статьями являются "накопленная дооценка внеоборотных активов" и "добавочный капитал (без накопленной дооценки)". Изменениям по существу подверглась статья "собственные акции, выкупленные у акционеров", теперь она называется "собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций". Исходя из нового названия можно сделать вывод, что в этой строке раскрывается информация о дебиторской задолженности акционеров по неоплаченным акциям, которая ранее отражалась в активе баланса. Теперь этот показатель является корректирующим к величине уставного капитала.

--------------------------------

<13> О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) (документ утратил силу). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/.

Для некоммерческих организаций в обновленном формате баланса в третьем разделе изменений не произошло. По-прежнему отчетная информация представляется исходя из организационно-правовой формы некоммерческой организации и источников образования имущества.

Пассив организаций бюджетной сферы представлен совокупностью обязательств и финансового результата. Как такового собственного капитала в его понимании для коммерческих организаций в организациях бюджетной сферы нет. Это связано с тем, что при создании бюджетного и автономного учреждения оно наделяется имуществом на праве оперативного управления (для земельных участков - на праве бессрочного пользования), при этом право собственности на такое имущество сохраняется за публично-правовым образованием - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В результате наделения имуществом в учреждении уставный капитал не формируется, но отражаются расчеты с учредителем по закрепленному имуществу в качестве источника его происхождения. Также действующим законодательством не предусмотрено формирование добавочного и резервного капиталов. Единственным сопоставимым элементом собственного капитала является финансовый результат, который при использовании метода начисления определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода.

Принципиальным отличием представления отчетной информации организациями бюджетной сферы от частного сектора экономики является формирование показателей финансового результата. Это выражается в том, что финансовый результат в организациях бюджетной сферы определяется и представляется в отчете о финансовых результатах согласно ресурсному подходу - в разрезе видов деятельности и источников их финансирования, а в коммерческих организациях - согласно функциональному подходу - в разрезе основной и прочих видов деятельности. В балансе финансовый результат организаций частного сектора экономики представляется свернуто, как итоговый результирующий показатель на отчетную дату, в виде нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Поскольку организации бюджетной сферы не создаются для целей извлечения прибыли, по их деятельности определяется положительный или отрицательный финансовый результат, который раскрывается в балансе в разрезе источников финансирования (видов деятельности).

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам раскрытия информации о пассивах в бухгалтерском балансе организаций бюджетной сферы и частного сектора экономики. При отсутствии определения пассива в нормативных актах для организаций бюджетной сферы считаем возможным использовать его определение, приведенное в ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность".

Анализ составляющих элементов пассива позволил сделать следующие выводы и рекомендации.

Определения обязательств в нормативных актах для организаций рассматриваемых секторов экономики идентичны, но информация о них раскрывается в балансах по-разному. Так, для организаций частного сектора предусмотрены отдельные разделы для представления долгосрочных и краткосрочных обязательств, а в балансах организаций бюджетной сферы обязательства отражаются в одном разделе с выделением долгосрочной части по отдельным видам задолженности и более подробно по статьям.

Выявлены отдельные виды обязательств, характерные только для бюджетной сферы или же частного сектора экономики. Например, к таким видам относятся отложенные налоговые обязательства, обусловленные применением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", аналога которым в бухгалтерском (бюджетном) учете нет.

Таким образом, исходя из особенностей деятельности организаций можно заключить, что некоторые учетные объекты и соответствующие им строки в балансе несопоставимы по своему содержанию в контексте рассматриваемых секторов экономики.

В составе обязательств организаций бюджетной сферы одной из наиболее существенных статей является статья "доходы будущих периодов", в которой отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Считаем возможным предложить Минфину России ввести отдельную строку в балансе для отражения их как особого вида обязательств по выполнению задания.

В отличие от бюджетной сферы доходы будущих периодов гораздо реже встречаются в практике организаций частного сектора экономики. Несмотря на то что в обновленном формате баланса согласно ФСБУ 4/2023 этот объект не нашел отражения в перечне минимальных показателей для раскрытия, информацию о нем следует приводить в случае существенности его величины.

Специфическим учетным объектом учета являются оценочные обязательства, состав которых является схожим для обоих секторов экономики. Вместе с тем для их отражения в балансе отсутствует терминологическое единство. В связи с этим предлагается заменить название строки "резервы предстоящих расходов" на "оценочные обязательства" в балансе организаций бюджетной сферы.

Собственные источники финансирования для коммерческих организаций представлены совокупностью капитала и финансовых результатов, для некоммерческих - показателями целевого финансирования.

Для коммерческих организаций важным изменением представления информации о расчетах с учредителями по приобретенным, но неоплаченным акциям в соответствии с ФСБУ 4/2023 стало перенесение дебиторской задолженности в качестве корректирующей величины из актива в пассив баланса. Для организаций бюджетной сферы в силу законодательства отсутствует уставный, добавочный и резервный капиталы. При этом расчеты с учредителями имеют разную природу и несопоставимы по своему содержанию, поскольку в бюджетных и автономных учреждениях расчеты с учредителем по закрепленному имуществу отражаются в качестве источника его происхождения. Таким образом, экономический смысл рассматриваемых расчетов с учредителями в организациях бюджетной сферы и частного сектора экономики кардинально различается.

Единственным сопоставимым элементом капитала является финансовый результат, который в балансе организаций частного сектора экономики представляется свернуто, а в балансе организаций бюджетной сферы раскрывается в разрезе источников финансирования (видов деятельности).

Список литературы

1. Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский баланс: развитие методики его формирования в системе российских бухгалтерских стандартов // Бухучет в здравоохранении. 2023. N 9. С. 37 - 45. URL: https://doi.org/10.33920/med-17-2309-03. EDN: NXJSII.

2. Залевская Н.А., Иголкина В.В., Новосельцева С.Н. Бухгалтерский баланс и использование его статей для анализа и улучшения финансового состояния хозяйствующего субъекта // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. N 5 (96). С. 76 - 84. URL: https://doi.org/10.21295/2223-5639-2022-5-76-84. EDN: WWVSHN.

3. Ковалев В.В. Бухгалтерский баланс в исторической ретроспективе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2011. N 3. С. 85 - 99. EDN: OCVMJL.

4. Колесник Н.Ф., Иртуганов Р.Р. Аналитическая емкость бухгалтерского баланса промышленного предприятия в формате МСФО и РСБУ // Управленческий учет. 2021. N 1. С. 31 - 39. EDN: TWOSFV.

5. Куликова Л.И., Солнцева А.А. Исследование современного состояния бухгалтерского баланса как источника информации о финансовом положении организации // Финансы и учетная политика. 2019. N 3. С. 17 - 24. EDN: IIMCZH.

6. Солдаткина О.А. Эволюция от бухгалтерского баланса до отчета о финансовом положении согласно МСФО // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. N 5. С. 153 - 156. EDN: OBHUJW.

7. Сорокина Е.М. Организационные аспекты подготовки отчетности как источника информации для оценки финансового состояния бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. N 2. С. 239 - 247. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2022.32(2).239-247. EDN: XCOPLQ.

8. Копылова Е.К., Копылова Т.И. Формирование учетной информации о внеоборотных активах с использованием упрощенных способов // Международный бухгалтерский учет. 2022. Т. 25. Вып. 5. С. 561 - 583. URL: https://doi.org/10.24891/ia.25.5.561. EDN: RSKHSY.

9. Клычова Г.С., Сахапов Б.Р. Состав нефинансовых активов и их квалификационные характеристики // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 3. С. 264 - 277. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27.3.264. EDN: AKRSLK.

10. Куликова Л.И., Солнцева А.А. Формирование показателей бухгалтерского баланса о внеоборотных активах: действующая практика и направления совершенствования // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 6. С. 650 - 662. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.6.650. EDN: UUGVVR.

11. Печенникова Г.Г., Одаховская Д.А., Пятак А.А. Практические аспекты применения ФСБУ "Основные средства" // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. N 4. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(4).1. EDN: BYEHMJ.

12. Одаховская Д.А., Печенникова Г.Г. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств, нематериальных активов и амортизационных отчислений в целях развития и совершенствования подходов к оценке имущества компании // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. N 1. С. 113 - 122. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2019.29(1)113-122. EDN: AJHWTF.

13. Бубнов В.А., Одаховская Д.А., Пятак А.А. Отражение заемных средств в российской и зарубежной практике // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. N 1. С. 67 - 77. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2022.32(1).67-77. EDN: IHHWIE.

14. Селезнева И.П., Остаев Г.Я., Клычова Г.С. и др. Капитал как экономическая категория. Элементы капитала как объекты бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 5. С. 518 - 540. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27.5.518. EDN: WBXNNI.

15. Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю. Классификация и представление собственного капитала в финансовой отчетности по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2024. Т. 27. Вып. 4. С. 366 - 386. URL: https://doi.org/10.24891/ia.27A366. EDN: AAJVIN.

16. Котова К.Ю., Шакирова Н.Н. Проблемы учета капитала и обязательств в условиях реформирования экономических процессов и внедрения международных стандартов финансовой отчетности // Вестник университета. 2022. N 1. С. 130 - 137. URL: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-1-130-137. EDN: EXJZHK.

17. Арбатская Т.Г., Путырская Я.В. Доходы будущих периодов: развитие правил учета и отражения в отчетности // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. N 2. С. 417 - 428. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2023.14(2).417-428. EDN: TSIRKJ.

18. Арбатская Т.Г., Путырская Я.В. Оценочные обязательства как объект бухгалтерского учета в государственном и негосударственном секторах экономики // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. N 1. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(1).4. EDN: DKFKVD.

19. Дружиловская Т.Ю. Современные проблемы учета активов, обязательств и капитала коммерческих и некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 7. С. 2 - 8. EDN: CHHYFF.

20. Копылова Е.К., Копылова Т.И. Особенности учета и нормативного регулирования источников формирования активов субъектов малого предпринимательства // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 12. С. 1343 - 1363. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.12.1343. EDN: ZTFCMA.

Т.Г. Арбатская

Ответственный автор,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры

бухгалтерского учета и налогообложения

Байкальский государственный университет (БГУ)

Иркутск, Российская Федерация

Я.В. Путырская

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры

бухгалтерского учета и налогообложения

Байкальский государственный университет (БГУ)

Иркутск, Российская Федерация

Подписано в печать

06.03.2025


Свяжитесь с нами