Казначейское обеспечение обязательств при контрактах по Закону № 44-ФЗ



Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Консультант Плюс, 2025)
Документ предоставлен Консультант Плюс

www.consultant.ru


Дата сохранения: 10.06.2025
 
Консультант Плюс | Готовое решение | Актуально на 10.06.2025

Рецензент:

О.А. Беляева, главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н., профессор РАН

Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ

Казначейское обеспечение обязательств (КОО) - документ Федерального казначейства, подтверждающий его обязанность обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств, возникающих из некоторых контрактов, в пределах необходимой для этого суммы. КОО не является ценной бумагой.

КОО выдается в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете и БК РФ. Для его получения получатель бюджетных средств обращается в Федеральное казначейство с заявлением.

Оглавление:

1. В каких случаях осуществляется казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ

2. В каких случаях осуществляется банковское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ

3. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при казначейском и банковском сопровождении контрактов

1. В каких случаях осуществляется казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ

Казначейское сопровождение - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ).

Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляемые для исполнения обязательств по контрактам, заключенным с участниками такого сопровождения (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):

  1. госконтрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - госконтракты);

  2. контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые исполняются за счет средств, предоставленных в рамках исполнения госконтрактов, ряда договоров (соглашений) (далее - контракты (договоры));

  3. авансовым платежам по контрактам, заключаемым в порядке, установленном соответственно для Республики Крым и Севастополя.

Законом субъекта РФ о бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете), решением высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) могут быть определены подлежащие казначейскому сопровождению средства, получаемые на основании госконтрактов и контрактов из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (пп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ).

Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов), вправе осуществлять казначейское сопровождение средств, определенных согласно пп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Его порядок устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ (местная администрация) в соответствии с Общими требованиями Правительства РФ (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

В 2025 г. действие п. 5 ст. 242.23 БК РФ приостановлено в части открытия в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) при расчетах по ч. 2, 2.1, 3 и 6 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ (ч. 2 ст. 12 этого Закона).

Казначейскому сопровождению подлежат также средства, предназначенные для оплаты госконтрактов (договоров) с повышенным размером аванса. Речь идет о ситуации, когда отдельные заказчики закупают промтовары из определенного Перечня и установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров.

Важно! Когда расчеты по контракту (в том числе в части выплаты аванса) подлежат казначейскому сопровождению, информация о нем должна быть включена в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Если такие сведения в извещении есть, аналогичное положение нужно включить в контракт (Письмо Минфина России от 29.09.2023 N 02-14-11/92935). Сформулируйте условия контракта с учетом п. п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и иных нормативных правовых актов, в частности Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024.

В 2025 г. условия контрактов следует формулировать с учетом особенностей. Это связано с тем, что на данный период приостановлено действие ряда положений ст. 242.23 БК РФ. Например, временно не действует пп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам по контрактам при расчетах по ч. 2, 2.1, 3 и 6 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ. Для этих же случаев приостановлено действие п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части запрета на перечисление средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).

См. также: Как исполнителю по контракту открыть лицевой счет с кодом "71"

Не подлежат казначейскому сопровождению средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ. К ним относятся, в частности, средства, предоставляемые на основании контрактов, исполнителями которых являются казенные учреждения.

В 2025 г. не подлежат казначейскому сопровождению средства федерального бюджета, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, а также политическим партиям для компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ).

Правила казначейского сопровождения установлены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024.

Санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения осуществляется согласно Порядку, утвержденному Приказом Минфина России от 17.12.2021 N 214н.

В ряде случаев Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ).

Дополнение Готового решения

Какая ответственность установлена за нарушение правил казначейского сопровождения контрактов

Если заказчик не включит в проект контракта обязательные условия о казначейском сопровождении, существует вероятность признания его действий нарушением ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Контрольные органы могут квалифицировать это как административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ч. 5, 6 ст. 7.30.1 КоАП РФ.

На практике может возникнуть ситуация, когда невключение в контракт условий о казначейском сопровождении повлечет невозможность или задержку его оплаты. В таком случае контрольные органы могут рассмотреть возможность привлечения заказчика к административной ответственности по ч. 8, 10 ст. 7.30.2 КоАП РФ.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.

Кроме того, учтите, что бюджетным законодательством предусмотрены:

  • меры реагирования на финансовые нарушения, допущенные участниками казначейского сопровождения контрактов, в том числе запрет на осуществление операций на лицевом счете, открытом для казначейского сопровождения (п. п. 3, 5 ст. 242.13-1 БК РФ);

  • информирование органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, о каждом факте запрета осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете (абз. 4 п. 16 Правил проведения бюджетного мониторинга, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 N 2483).

Особенности казначейского сопровождения контрактов в 2025 г.

Средства с открытых в ТОФК лицевых счетов участников казначейского сопровождения - заказчиков по некоторым контрактам перечисляются на расчетные счета, открытые в кредитных организациях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2024 N 1752):

  • подрядчикам (исполнителям), если заказчики представили в ТОФК документы исполнения контракта, а также реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика (исполнителя) по установленной форме;

  • поставщикам товаров, если заказчики представили в ТОФК подтверждающие поставку документы, определенные в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 17.12.2021 N 214н. Исключение составляют авансовые платежи по некоторым контрактам (договорам) на приобретение стройматериалов и оборудования, которые включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капремонт объектов капстроительства. В этом случае аванс перечисляется на основании перечня материалов и оборудования, представляемого исполнителем в ТОФК.

Указанные положения касаются средств, которые предоставляются в том числе на основании контрактов в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, определенных федеральными законами о федеральном бюджете, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ, п. п. 1 - 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2024 N 1752).

Если казначейское сопровождение средств, определенных ст. 242.26 БК РФ, осуществляет финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) (Федеральное казначейство при осуществлении им отдельных функций такого финансового органа по ст. 220.2 БК РФ), заказчики перечисляют их со своих лицевых счетов участника казначейского сопровождения на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях. Это возможно, если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) предусмотрены положения, аналогичные установленным ч. 2, 2.1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ. Порядок перечисления средств утвержден Правительством РФ (ч. 6 ст. 15 этого Закона).

Главные распорядители средств федерального бюджета могут принять правовые акты, которые позволяют включать в госконтракты, заключенные в 2025 г. на сумму менее 100 млн руб., условие о казначейском сопровождении (п. 4 Постановления Правительства РФ от 13.05.2025 N 638, п. 10 ч. 2 ст. 5 Закона N 419-ФЗ):

  • авансовых платежей в размерах, определяемых по п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.05.2025 N 638;

  • авансовых платежей по контрактам, заключаемым для их исполнения.

Такие условия можно предусмотреть в госконтрактах, которые заключают главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им получатели этих средств (п. 4 названного Постановления).

2. В каких случаях осуществляется банковское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ

Банковское сопровождение осуществляется по контрактам для федеральных нужд в случаях, указанных в п. 3 Постановления N 963. Например, НМЦК превышает 15 млрд руб. и госпрограммой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения.

Для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд случаи банковского сопровождения устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ, местная администрация с учетом п. 4 Постановления N 963 (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ).

В 2025 г. в определенных Правительством РФ случаях при казначейском сопровождении средств осуществляется обособленное банковское сопровождение. Правила такого банковского сопровождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185 (ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ).

Дополнение Готового решения

Можно ли заменить банковское сопровождение на казначейское при закупках по Закону N 44-ФЗ

Случаи, когда контракты подлежат банковскому или казначейскому сопровождению, определяются решениями соответствующих госорганов и законодательством о бюджете соответственно. Поэтому при заключении контракта выбирайте тот вид сопровождения, который предусмотрен нормативными правовыми актами.

Заменить банковское сопровождение на казначейское при исполнении контракта по общему правилу нельзя. Это связано с тем, что контракт заключается на условиях в том числе извещения о закупке, в котором обязательно указывается информация о банковском или казначейском сопровождении. Вид такого сопровождения непосредственно влияет и на порядок оплаты по контракту, изменять который недопустимо (ч. 1 ст. 34, п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 03.03.2020 N 24-03-06/15902).

Исключение составляют случаи изменения контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В данном случае вы можете изменить любые существенные условия контракта (в том числе заменить банковское сопровождение на казначейское), однако сделать это можно только по соглашению сторон на основании решения соответствующего госоргана.

См. также: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

3. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при казначейском и банковском сопровождении контрактов

Казначейское обеспечение обязательств - документ Федерального казначейства, подтверждающий его обязанность обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой для этого суммы. КОО не является ценной бумагой. Речь идет об обязательствах, возникающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов (за исключением некоторых контрактов, заключенных в рамках гособоронзаказа), иных договоров, финансируемых из средств соответствующего бюджета, в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете и БК РФ (п. 1 ст. 242.22 БК РФ).

Дополнение Готового решения

Является ли казначейское обеспечение обязательств авансом

Нет, не является. Сама по себе выдача КОО - не платеж по контракту, в том числе не аванс. Данный документ лишь подтверждает обязанность Казначейства России обеспечить оплату. Для того чтобы получить такую оплату, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен дополнительно обратиться в соответствующий территориальный орган Казначейства России (при казначейском сопровождении) или в банк (при банковском сопровождении) с заявлением о переводе КОО (п. п. 1, 3 ст. 242.22 БК РФ).

Условие о казначейском обеспечении обязательств включается в контракты, указанные в ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ. Положения о КОО разработайте с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 N 2479, и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 481.

Дополнение Готового решения

Каким может быть размер казначейского обеспечения обязательств по контракту

Такой размер не должен превышать (п. 2 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ):

  • сумму авансовых платежей по контракту;

  • лимиты бюджетных обязательств, доведенные до заказчика для целей оплаты соответствующих обязательств по такому контракту на соответствующий финансовый год.

На какой срок оформляется казначейское обеспечение обязательств

КОО оформляется на срок, указанный в заявлении о его выдаче (абз. 8 п. 4 Порядка заполнения формы КОО, утв. Приказом Казначейства России от 27.12.2022 N 36н).

Требования к такому сроку в нормативных правовых актах не установлены. Полагаем, что он должен быть объективно достаточным для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) мог оформить заявление на перевод КОО и получить платеж. Также, поскольку источником обеспечения исполнения контрактов являются бюджетные средства, полагаем, что срок КОО не может превышать срок действия соответствующего контракта и срок, на который до заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств.

Случаи казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов (контрактов, заключаемых в рамках их исполнения) устанавливает Правительство РФ (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ).

3.1. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при казначейском сопровождении контрактов

Порядок выдачи (перевода, отзыва) такого КОО и сроки проведения операций установлены Правилами N 2479.

КОО выдает (переводит, отзывает) территориальный орган Федерального казначейства (далее - территориальный орган) на основании соответствующих заявлений (п. 2 Правил N 2479, п. п. 2, 3, 5 ст. 242.22 БК РФ).

Форма заявления о выдаче (переводе, отзыве) КОО и Порядок его заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 27.12.2022 N 36н.

Территориальный орган выдает (переводит, отзывает) КОО, если в государственном (муниципальном) контракте, контракте (договоре) есть условие о применении КОО и заявление соответствует предъявляемым требованиям (п. 3 Правил N 2479).

Заявление о выдаче КОО получатель бюджетных средств представляет в территориальный орган по месту открытия лицевого счета. КОО выдается юрлицу - получателю целевых средств (далее - получатель КОО) (п. 2 ст. 242.22 БК РФ, п. 2 Правил N 2479).

По заявлению получателя КОО территориальный орган переводит КОО исполнителям или соисполнителям по контрактам, договорам, заключенным в рамках государственных (муниципальных) контрактов (далее соответственно - контракт, переведенное КОО). Такой перевод возможен лишь при наличии в государственном (муниципальном) контракте условия об исполнении указанных контрактов, договоров с применением КОО. Заявление представляется в территориальный орган по месту открытия получателю КОО лицевого счета (п. 3 ст. 242.22 БК РФ, п. 2 Правил N 2479).

Отзыв КОО и переведенного КОО осуществляется по соответствующему заявлению. Получатель бюджетных средств (получатель КОО) представляет его в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2 Правил N 2479).

Территориальный орган проверяет поступившие заявления и проводит проверку. Если они составлены правильно, он выдает КОО (переводит или отзывает его) не позднее второго рабочего дня после дня получения заявления. Если же заявление не соответствует установленным требованиям, оно возвращается (п. п. 4 - 6 Правил N 2479).

По истечении срока действия КОО территориальный орган отзывает его без заявления получателя бюджетных средств, получателя КОО или получателя переведенного КОО (п. 5 ст. 242.22 БК РФ, п. 9 Правил N 2479).

КОО считается исполненным, когда денежные обязательства получателей бюджетных средств оплачены в сумме выданного КОО (п. 4 ст. 242.22 БК РФ).

3.2. Каков порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при банковском сопровождении контрактов

Порядок выдачи (перевода, отзыва) КОО при банковском сопровождении контрактов и сроки проведения операций установлены Правилами N 481.

КОО выдают (переводят, отзывают), если в государственном (муниципальном) контракте, контракте (договоре) есть условие о применении КОО и заявление соответствует предъявляемым требованиям (п. 3 Правил N 481).

Форма заявления о выдаче (переводе, отзыве) КОО и Порядок его заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 27.12.2022 N 36н.

Выдача КОО

КОО выдает территориальный орган Федерального казначейства (территориальный орган) по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств. КОО выдается юрлицу (получателю КОО) на основании заявления получателя бюджетных средств, обязательства которого подлежат исполнению с применением КОО (п. 2 Правил N 481).

Если заявление не соответствует предъявляемым требованиям, оно возвращается без исполнения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения (п. 4 Правил N 481).

Если нарушений нет, то не позднее рабочего дня после дня получения заявления территориальный орган (пп. "а" п. 5 Правил N 481):

  • формирует КОО на указанную в нем сумму;

  • блокирует ЛБО по соответствующему бюджетному обязательству и уникальному коду объекта (коду мероприятия по информатизации), отраженные на лицевом счете получателя бюджетных средств, на сумму КОО;

  • направляет КОО в кредитную организацию, осуществляющую банковское сопровождение (кредитная организация).

Кредитная организация не позднее рабочего дня, следующего за днем получения КОО, направит информацию о нем получателю КОО (п. 7 Правил N 481).

Перевод КОО

Перевод КОО при банковском сопровождении контрактов осуществляет кредитная организация. Оно переводится на основании заявления получателя КОО в целях исполнения контракта, заключенного в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, условиями которого предусмотрено применение КОО (п. 2 Правил N 481).

Если заявление не соответствует установленным требованиям, кредитная организация возвращает его без исполнения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения (п. 4 Правил N 481).

Если нарушений нет, кредитная организация не позднее рабочего дня после дня получения заявления (пп. "а" п. 6 Правил N 481):

  • формирует переведенное КОО;

  • отражает в учете получение переведенного КОО;

  • проставляет на КОО, по которому осуществляется перевод, отметку о переводе с указанием номера, даты и суммы переведенного КОО;

  • направляет переведенное КОО в территориальный орган Федерального казначейства.

Отзыв КОО

Отзыв КОО (переведенного КОО) осуществляет территориальный орган казначейства (кредитная организация) на основании заявления об отзыве КОО (заявления об отзыве переведенного КОО), представленного получателем бюджетных средств (получателем КОО) (п. 2 Правил N 481).

Если заявление не соответствует предъявляемым требованиям, территориальный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения, возвращает его получателю бюджетных средств без исполнения. Если же нарушений нет, заявление в тот же срок направляется в кредитную организацию (п. 4, пп. "б" п. 5 Правил N 481).

Если заявления об отзыве переведенного КОО не соответствует установленным требованиям, кредитная организация не позднее рабочего дня, следующего за днем получения, возвращает его получателю КОО (переведенного КОО) (п. 4 Правил N 481).

Если нарушений не обнаружено, кредитная организация не позднее одного рабочего дня после получения заявления об отзыве от получателя КОО (получателя переведенного КОО) или территориального органа возвращает получателю КОО (переведенного КОО) ранее принятые, но не исполненные заявления о переводе и поручения на оплату, исполнение которых обеспечивалось отзываемым КОО (переведенным КОО) (пп. "б" п. 6 Правил N 481).

Если срок действия КОО истек, территориальный орган (кредитная организация) отзывает его без заявления (п. 13 Правил N 481).


Свяжитесь с нами