arrow-up arrowright arrowright

Астероид. Загадка Татьяны Дорониной

06.09.2016

Мария Ватутина,
Выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Союза писателей Москвы, член Русского ПЕН-центра, лауреат Бунинской, Тютчевской и других международных литературных премий

Двенадцатого сентября Татьяне Васильевне Дорониной исполняется 83 года. Да-да, восемьдесят три. — Как? — скажете вы, — разве? И подумаете, как же давно вы не видели эту великую актрису, как давно не слышали ее низкий, почти сиплый, но такой нежный, с придыханием дрожащий голос. Помните, как она пела «Любви моей ты боялся зря…» Новеллы Матвеевой или «Я мечтала о морях и кораллах»… А как читала Есенина «Я спросил сегодня у менялы…», или робкую деревенскую женщину, отказывающуюся от любви во имя семьи и привычки — героиню фильма «Три тополя на Плющихе»…

Справочники пишут о ней так. Родилась в Ленинграде. Советская и российская актриса, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ с 1987 года (т. е. уже 29 лет — ред.), народная артистка СССР, обладательница Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ордена Дружбы народов.
Да, и снова эти ленинградские. Отец прошел войну, мать с дочерью провели военные годы в городе Данилове. Дед Дорониной из Ярославской области.
Доронина, как и многие девочки того времени, мечтавшие о сцене, не дождавшись выпускных экзаменов в школе, тайком от родителей побежала пробоваться в театральные вузы — во все, как и положено.
Но в отличие от множества остальных несчастных, готовых служить Мельпомене, Доронина прошла во все театральные училища, в которые поступала. Но ей было только 14 лет, и ее отправили доучиваться и получать аттестат. Потом поступала снова.
Выбрала Школу-студию МХАТ, училась у Павла Массальского, старейшего мхатовца. Среди однокурсников — Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Олег Басилашвили.
И опять же — некая пассионарность, ее актерский вариант. Как и героиня моего прошлого очерка Маргарита Терехова, Доронина была незаурядной и сильной личностью с самого начала, когда еще бегала в театральную студию и училась в школе, покоряя всех талантом и умом. Да, многие, вспоминая юную Доронину, отмечают не только ее красоту, но и ум, и — как сейчас бы сказали — «звездность». Ее даже на собрании в училище обсуждали и хотели исключить из комсомола за «примадонство» — вот как тогда это называлось. А что — это? Ощущение своей исключительности, своей харизмы и своих возможностей, которое естественно, дает человеку более вольное поведение, свободу общения с людьми, отсутствие чинопочитания. Но спас тогда влюбленный Басилашвили. Все, как в кино.
Окончила театральное училище в 1956 году. По распределению попала в Волгоградский театр. Она уже была замужем. Первым из ее мужей был Олег Басилашвили. Они поженились еще будучи студентами Школы-студии МХАТ — по-простому, без пафоса, без колец, с небольшим комсомольским торжеством в квартире жениха.
Прожили в браке восемь лет.
«Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе», — рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Супружескую пару распределение в Волгоградский театр, где не было ролей и средств к существованию, конечно, не устраивало, и уже в следующем году они были приняты оба в труппу Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде, где первое время из-за отсутствия жилья обитали в грим-уборной.
Прошло совсем немного времени и Георгий Александрович Товстоногов, о котором мы говорим «великий», хотя большинству москвичей вряд ли удавалось когда-нибудь видеть его спектакли вживую, пригласил Доронину в спектакль по пьесе Максима Горького «Варвары», готовящийся режиссером Строгановским, на роль Надежды Монаховой. Но зато мы не можем не доверять всегда точному и блистательному Виталию Вульфу, который писал об одной из первых ролей в спектакле «Варвары»: «Доронинская Надежда жила в вымышленном мире… Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости — что-то пугающее и дремучее… Голос и манера завораживали». Спектакли Товстоногова есть в записи, их можно найти в сети «Интернет».
Одним из условий своей работы в театре Доронина поставила зачисление ее мужа в театр и предоставление ему роли в первой постановке театра, и это условие было принято. Так вместе с Татьяной пришел в труппу БДТ и ее муж Олег Басилашвили, который станет впоследствии любимейшим актером Товстоногова и его близким другом.
Именно этот спектакль стал по-настоящему дебютным и сенсационно-успешным в актерской карьере Татьяны Дорониной. Потом были — приходится ли сомневаться? — другие выдающиеся роли: Софья в «Горе от ума», Маша в чеховских «Трех сестрах», Лушка в «Поднятой целине» по М. Шолохову, Надя в пьесе А. Володина «Моя старшая сестра» и Наташа в пьесе Э. Радзинского, известной под названием «Еще раз про любовь».
Да-да, того самого Радзинского, который последние годы много выступал на телевидении с горячими проповедями о различных исторических фигурах. Но еще и того Радзинского, который вскоре станет мужем актрисы и увезет ее к нам в Москву.
Об уходе из БДТ Доронина сожалела: «Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар». Но зато в Москву она едет с третьим мужем Эдвардом Радзинским, с которым она проживет вместе не долго, но который, кажется, влюбленный в нее всю жизнь, напишет для нее большое количество пьес, имевших успех.
В это время Доронина снимается в кино в очень серьезных, философско-романтических ролях в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь».
Переезд в Москву, о котором мы сказали, произошел в 1966 году. Обязательно вспомните в этом месте, о том времени, которое стояло на дворе.
О шестидесятниках, о веянии свободы, о глубоких исканиях молодого поколения романтиков, о великих писателях и режиссерах, работавших в шестидесятые.
Итак, Доронина принята в труппу МХАТА, где проработает всего 4—5 лет, а в 1971 году она переводится от Олега Ефремова к Андрею Гончарову в Театр имени В. В. Маяковского. Во МХАТ она еще вернется в нелегкие для театра и для страны времена, и когда волнения и изменения в стране коснутся и театра, Доронина возглавит исход части труппы и новый театр, образовавшийся в результате раздела старого МХАТа.
Татьяна Васильевна действительно была замужем пять раз. Второй муж — театральный критик и театровед, доктор искусствоведения и профессор. Потом актриса была замужем за драматургом Эдвардом Радзинским. Затем — артист Борис Химичев, познакомились уже в театре Маяковского, в 1973 году.
«Доронина уже стала кинозвездой — после фильмов «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе». А я играл в театре всего несколько ролей, снимался лишь эпизодически — и вдруг получаю предложение попробоваться в картину «Еще раз про любовь». На главную роль, которую в итоге сыграл Лазарев. Приезжаю на «Мосфильм», проводят меня в гримерную — пред ясные очи Татьяны Васильевны... И таким взглядом она меня смерила с ног до головы! — снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе... Вышел я из гримерной с горящими щеками и говорю помрежу: «Передайте мадам, что я не только играть с ней, но и пробоваться на эту роль не стану...» Хотя уже тогда она мне очень нравилась, да и сниматься в кино сильно хотелось», — вспоминал позже актер.
А последним мужем был чиновник из нефтяной промышленности. Со всеми мужьями развелась, оставшись в добрых отношениях, детей иметь не хотела.
За всеми этими перечислениями, думаю, стоят и большие радости, и большие драмы, и глубокие внутренние психологические причины: не случайно я говорила, что это актриса выходила замуж, именно — актриса. Слава, или точнее — известность, это очень сильный наркотик. Оставить сцену или отдалиться от творчества, имея успех, практически невозможно. Успех в творчестве — это аванс вечности. Это утоление жажды творца, которую сформулировал Александр Пушкин: «Нет, весь я не умру…» Вот почему служение искусству достойно великих жертв.
Как перекликается судьба Дорониной в этом плане с судьбой Маргариты Тереховой, о которой мы писали раньше! И даже Анну Андреевну Ахматову, которую часто обвиняют в холодности к своему сыну Льву, можно понять через эту формулу: творчество иногда побеждает и детей, и любовь, и другие обстоятельства.
Татьяна Васильевна Доронина — великая русская актриса. Как бы ни шептались за ее спиной все кому не лень — о том, что она расколола театр, о том, что она властная и деспотичная, о том, что меняла мужей, как перчатки — все это не имеет отношения к ее таланту. Вот назвали в ее честь в 1983 году открытый кем-то астероид. А она ведь и сама сродни астероиду: одиноко летит со всею своею мощью в холодном космическом пространстве, светя, но иногда и разрушая что-нибудь по пути. И от нее не зависит траектория полета, такой заряд ей дан свыше.
И вот эти слова Станиславского, которые она декламирует в фильме «Старшая сестра», играя роль Нади, лучше всего показывает, какому служению посвятила свою жизнь Татьяна Доронина. Попробуйте мысленно воспроизвести их ее голосом: «...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»


Вся Статьи