Русский Гамлет
Мария Ватутина,
Выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Русского ПЕН-Центра, член Союза писателей Москвы
Пьесу Шекспира ставили многие великие режиссеры мира и играли выдающиеся актеры мирового уровня. Она шла на самых известных подмостках. Ее интерпретировали на все лады в кинематографе. Ее переводили на все языки мира, и в каждой стране существует множество вариантов перевода. Но если перевод драмы — дело внутригосударственное, то исполнение роли принца датского — событие мирового масштаба, если того заслуживает игра. Гамлет, которого сыграл Иннокентий Михайлович Смоктуновский в фильме Григория Козинцева по трагедии Шекспира в переводе Бориса Пастернака, — это культурное наследие всего человечества.
Откуда
Биография Смоктуновского уникальна и потрясает тяжелыми поворотами, с которыми стакивался будущий актер. Кто бы мог подумать, что этот утонченный и рафинированный аристократ советского экрана родился в глухой деревушке Татьяновка в Томской области. Родился он 28 марта 1925 года, а фамилию носил Смоктунович. По словам самого актера, род брал свое начало от белорусского егеря, работавшего в Беловежской пуще. Но послереволюционные времена, как мы помним, отличались тем, что многим приходилось скрывать свое настоящее происхождение. Есть и другая версия — о том, что предки актера из древнего волынского рода, а в Сибирь были сосланы за участие в белорусско-польском освободительном восстании 1863 года.
В семье было еще пятеро детей. Позже из-за голода семья переехала в Красноярск, где отцу нашлась работа в порту. Молодой Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр. Полюбив, пристрастившись к театру, он проникал на спектакли каждую неделю и поступил в школьный драмкружок.
Когда началась война, будущий актер поступил в фельдшерско-акушерское училище, а отец его ушел на фронт. Но кроме того, Смоктуновский посещал курсы киномехаников. Мы можем вычислить, что к началу Великой Отечественной войны Иннокентию Михайловичу было 16 лет. По окончании училища в 1943 году он уходит на фронт.
Он участвовал в боях, работал в медсанбате, награжден военными орденами и медалями. Отец актера погиб в 1942 году, а мать дожила до 1985 года, успев увидеть народную любовь и славу, которая досталась ее сыну. Однако было одно «но»…
Путь на сцену
Во время войны Смоктуновский служит в должности связного штаба 212-го гвардейского полка, участвует в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. Награжден медалью «За отвагу» за переправку донесений вброд через Днепр, под огнем фашистов. Однако эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет после спектакля на сцене МХАТа.
Дело в том, что в декабре 1943 года он попал в плен и провел месяц в фашистских лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. Но Смоктуновский бежал из плена. Его укрывали украинцы в своем доме, люди, которых Иннокентий Михайлович не забывал и навещал до конца дней. Потом был партизанский отряд и снова участие в боях, вплоть до Победы. Но факт остался фактом. Тем фактом, который в сталинские годы однозначно тянул за собой статус «неблагонадежного», запрет на проживание в 39-ти крупных городах и постоянный страх ареста и каторги.
Смоктуновский мог лишь мечтать о большой сцене. Думаю, он, конечно же, знал о своем огромном актерском даровании и не мог не верить в себя. Но его уделом стал, махачкалинский Русский драматический театр, позже сталинградский Театр имени Горького.
В 1946-1951 годах Смоктуновский работает в Заполярном театре драмы в Норильске. Его аудитория — преимущественно заключенные Норильлага, в их числе Георгий Жженов. Там он меняет фамилию, поскольку она похожа на еврейскую, а в стране идет «борьба с космополитизмом». Время шло и дошло до развенчания культа личности и реабилитации и восстановления в правах невинно осужденных.
По моему же мнению, страх быть арестованным остался в нем навсегда. Он был составляющим его актерской природы, естества, которое работало в нем на сцене.
До переезда в Москву актер уже был женат, но семья не уцелела, брак распался. Приехал в Москву Смоктуновский абсолютно нищий, неприкаянный и без каких-либо связей. Ему негде было остановиться, не на что поесть, он весил, как ребенок. Жизнь его сводит с молодой женщиной — художницей по костюмам, работавшей в Ленкоме, которая стала его супругой, опорой и верным другом. Рождаются дети. Первый ребенок пары умер, сын Филипп (1957 г. р.) стал переводчиком, а дочь Мария (1965 г. р.) была балериной, пробовала себя в актерском деле, сейчас работает в музее.
В Москве
Итак, Смоктуновский приезжает в Москву. Он показывается во всех столичных театрах, но нигде не нужен. Его берут в Ленком внештатно, но ролей нет. Он переходит в Театр-студию киноактера, снимается в эпизодах. Александр Иванов берет его на большую роль в фильме «Солдаты». Помните эпизод в фильме «Москва слезам не верит»? Режиссер Меньшов показывает нам в этом отрывке, как незаметен и бесславен был гений в сравнении с тогдашними кумирами героических кинолент. В 1957 году режиссер В. Я. Ланге должен был ставить в БДТ «Идиота». На роль князя Мышкина был назначен настолько недисциплинированный актер, что к репетициям так и не приступили.
Режиссер уехал к себе в Таллинн. Но позже Георгий Товстоногов решил все же ставить спектакль, а великий Евгений Лебедев порекомендовал ему посмотреть на эту роль Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм». Так началась легенда и слава Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
Это была не просто удача. Это была — его роль. Кто еще мог подойти с такой точностью на роль тонкого и нервного, вопрошающего и немощного Льва Мышкина, как не такой же фактурный — прозрачный и трепетный — Смоктуновский? О Смоктуновском заговорили. И не просто заговорили — среди театралов развернулась дискуссия чуть ли не о каждом движении Смоктуновского на сцене, его объявили открытием, и талант его признали. Однако проблемой Смоктуновского стала постоянная необходимость держать марку, в следующих ролях показывать такой же высокий уровень.
Но на имеющемся в БДТ материале ему было трудно раскрывать дальше свои способности. Ролей для него — то есть его и только его ролей — не было. Поэтому он снова оказывается в Москве.
На мой взгляд, мы, а точнее, режиссеры зачастую нерационально используют наше национальное достояние в лице великих актеров. Слишком мало фильмов, слишком мало спектаклей, в которых сняли Смоктуновского. Фильмы есть, но половина из них невысокого класса в плане сценарном и режиссерском. Смоктуновский выдающийся чеховский Иванов и Федор Иоанович, Порфирий Головлев и Мышкин.
Это в театре. Он играл всеми гранями таланта в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной», «Берегись автомобиля». Его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук.
Если бы он не ушел из БДТ, он сыграл бы еще и Чацкого в «Горе от ума». Но — многое упущено. До 1973 года Смоктуновский вообще не выходит на подмостки театральной сцены, а только снимается в кинофильмах. Актер играет Чайковского в фильме И. Таланкина, причем сценарий был написан специально для него. Он же — Плюшкин в «Мертвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи». Выдающаяся роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР. А какой бы он был Раскольников!
Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.
Смоктуновский — великолепный декламатор, видеозапись чтения им стихов Пушкина, которые я опубликовала в Фейсбуке, набрала огромное количество просмотров и лайков среди представителей разных поколений.
А какие комментарии! Восторги! Люди до сих пор подзаряжаются от его пламенеющего взгляда и таинственного голоса. Когда он читает Пушкина, он и сам — стихи, каждый мускул его лица и каждый перелив интонации рисует нам поэтическую картину. В конце 1972 года Иннокентий Михайлович начинает репетировать в Малом — роль царя Феодора Иоанновича по трагедии А. К. Толстого. Эта роль ему нравилась, и Смоктуновский вплоть до 1976 года был задействован лишь в ней, если говорить о театральных работах. С 1976 года до конца своих дней Смоктуновский работал во МХАТе. Чеховский Иванов, Порфирий Головлев, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» — это его роли. Дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова — это история русского театра.
И. М. Смоктуновский награжден тремя орденами Ленина, орденом Дружбы народов, орденом Отечественной войны II степени (1985), двумя медалями «За отвагу» в годы Великой Отечественной войны (1943, 1945), в том числе за форсирование Днепра и другими наградами. Смоктуновский имел звание Героя социалистического труда и Народного артиста СССР. Летом 1994-го года Иннокентий Михайлович умер в одном из подмосковных санаториев из-за осложнений, вызванных перенесенным инфарктом. Церемония прощания с великим актером прошла в Москве. Весьма примечательно, что Смоктуновский стал первым советским актером, которого зрители провожали в последний путь бурными овациями.
В честь И. М. Смоктуновского была названа планета.
Также в марте родились:
Алена Бабенко, Евгений Матвеев, Алексей Петренко, Евгений Дятлов, Елена Яковлева, Сергей Юрский, Александр Збруев и другие замечательные актеры